Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

Регион будет более рационально использовать инструменты налогового стимулирования

25 марта 2019 11:19 Законотворчество Бюджет

Речь идет об оценке областных налоговых расходов – одной из новых технологий, внедряемых в бюджетный процесс. Создать правовую основу для такой работы на областном уровне призваны изменения, подготовленные в областной закон о бюджетном процессе. Проект документа разработан правовым департаментом и внесен губернатором области в областное Собрание. 

Новизна подхода 

Как отметил директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, налоговые льготы рассматриваются как налоговые расходы публичного образования – региона или муниципалитета. Цель такого подхода – более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами.

Внедрение системы управления налоговыми расходами – одно из направлений эффективности государственных расходов. Оно предусмотрено в Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2024 года (утверждены 29 сентября 2018 года) и в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства России 31 января 2019 года.

Налоговые льготы и иные преференции (освобождения) являются неотъемлемой частью налоговой системы. Их предоставление направлено на решение определённых задач государственной политики – например, на социальную поддержку отдельных категорий граждан, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определённых территорий. Тем самым налоговые расходы бюджета на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.

В отличие от прямых расходов бюджета налоговые расходы до последнего времени не были объектом бюджетного контроля, учета и оценки. Это создает предпосылки для снижения эффективности финансовой политики, недооценки фактических объемов ресурсов, направляемых на поддержку того или иного направления, ведет к неоптимальному распределению бюджетных ресурсов.

С целью исправить ситуацию введена систематизация и регламентация процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса. Соответствующие изменения в декабре прошлого года внесены в Бюджетный кодекс России. Они инициированы Правительством России по предложению Минфина России. 

Паспорт налогового расхода

Игорь Андреечев пояснил, что в проекте областного закона предлагается перечень налоговых расходов области формировать в разрезе государственных программ либо иных направлений социально-экономического развития. Порядок их формирования предстоит утвердить Правительству области. 

Налоговые расходы должны соответствовать целям областных программ и (или) задачам социально-экономической политики, не относящимися к областным программам. 

В реестре налоговых расходов отражаются данные о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налоговых расходов, предусмотренных перечнем налоговых расходов. Также планируется ввести паспорт налогового расхода, а налоговые расходы разделить на три типа в зависимости от целевой категории – социальный, финансовый, стимулирующий.

К социальным льготам относятся льготы для отдельных социально незащищённых групп населения, социально ориентированных НКО, поддерживающие население, а также других категорий налогоплательщиков.

К финансовым расходам предлагается отнести налоговые льготы, установленные для уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов всех уровней.

Наконец, стимулирующие льготы подразумевают налоговые льготы в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет.

Налоговые расходы области подлежат оценке

Это оценка объемов и оценка эффективности налоговых расходов. Порядок такой оценки также будет утвержден правительством области. Мы должны будем учесть общие требования, установленные Правительством России. Они пока не утверждены. 

Оценка эффективности проводится в два этапа: оценка целесообразности налоговых льгот, а затем оценка их результативности.

В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности налоговых расходов с альтернативными механизмами – субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки за счет бюджета, предоставление гарантий, совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций.

В отношении стимулирующих налоговых расходов также оценивается совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) налоговых расходов.

По итогам оценки результативности формируется заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов) или о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач.

Такой подход позволяет оценить выпадающие доходы бюджета из-за налоговых льгот. При отсутствии результата они могут быть пересмотрены или отменены. 

Финансовый орган в целях оценки налоговых расходов формирует перечень налоговых расходов, ведет реестр налоговых расходов, формирует оценку фактического объема налогового расхода за отчетный финансовый год, оценку объема налогового расхода на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов.

Оценка должна учитываться при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики.

Такую же работу предстоит провести и муниципалитетам. 

Также подготовленный проект областного закона учитывает ряд изменений в Бюджетный кодекс России. К примеру, минфин области наделяется полномочием по утверждению типовых форм договоров и соглашений о предоставлении субсидий из бюджета, а также типовых форм дополнительных соглашений к указанным договорам (соглашениям), предусматривающим внесение в них изменений или их расторжение.

В первом чтении проект областного закона будет рассмотрен на сессии областного Собрания в среду 27 марта. 

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

Общество

28 мая

Аркти­чес­кие райо­ны Архан­гель­ской области рас­счи­тыва­ют на эко­но­ми­чес­кий рост в связи с соз­дани­ем сов­мест­ной с НАО про­граммы социаль­но-эко­но­ми­чес­кого развития

28 мая

Регио­наль­ные пар­лам­ен­та­рии под­дер­жали ини­ци­ати­вы и при­няли док­лад биз­нес-упол­номо­чен­ного

28 мая

Жур­на­лис­тов Поморья приг­лаша­ют к учас­тию во все­рос­сийск­ом кон­курсе «Пат­ри­от Рос­сии-2020»

27 мая

Биз­нес Архан­гель­ской области рас­ска­зал о цен­ност­ях предп­ри­ни­ма­тель­ства с помощью песни

27 мая

В сто­лице Поморья выбрали биб­ли­оте­каря года

27 мая

Более 52 млн руб­лей нап­равле­но за два года на соз­да­ние дос­туп­ной среды в социаль­ных учрежде­ни­ях Поморья

27 мая

Два чело­века погиб­ли в ДТП за минув­шие сутки

27 мая

В Архан­гель­ской области в 2020 году про­дол­жится воз­веде­ние более 20 соцобъек­тов

27 мая

Сов­мест­ная эко­но­ми­чес­кая про­грамма раз­ви­тия Архан­гель­ской области и НАО ста­нет точ­кой роста для про­мыш­лен­нос­ти и транс­пор­та

27 мая

#Оста­вай­тесь дома – акция про­дол­жа­ет­ся

27 мая

Муни­ципаль­ный округ: новое качес­тво жизни и управле­ния

27 мая

«Пра­вительст­вен­ный час» в рам­ках июнь­ской сес­сии будет посвя­щен ситу­ации с расп­ро­стр­ане­ни­ем в регио­не COVID-19

27 мая

Откры­то онлайн-голо­со­ва­ние IV Меж­реги­ональ­ного кон­курса сочи­не­ний «Я – граж­да­нин России!»

27 мая

Став­ка по ипо­теке в Поморье в марте 2020 года дос­тигла истори­чес­кого минимума

27 мая

Тво­рить доб­ро: сту­ден­ты Архан­гель­ского пед­кол­лед­жа при­няли учас­тие в акции «Щед­рый вторник»

27 мая

Финал кон­курса «Коро­лева леса» сос­то­ит­ся в 2020 году, но в декабре

27 мая

Стро­итель­ство социаль­ных объек­тов в Вель­ском райо­не идет по графику

27 мая

Победи­тель кон­курса «Лиде­ры Рос­сии» органи­зо­вал акцию «Игруш­еч­ная машина»

27 мая

Рас­ход­ная часть областно­го бюд­жета уве­ли­че­на на 1,1 мил­ли­ар­да рублей

Похожие новости

21 мая Общество

Област­ной совет юрис­тов сегод­ня начи­на­ет рабо­ту в пра­витель­стве Архан­гель­ской области

6 мая Общество

В честь Дня Победы в Архан­гель­ске будет органи­зо­ва­на бес­плат­ная юри­дич­ес­кая помощь

6 мая Общество

Пра­витель­ством регио­на утвержде­на дорож­ная карта под­гот­ов­ки нор­мат­ив­но-пра­вовых актов по обраще­нию с животными

4 мая Общество

В регио­не наме­чен ком­плекс мер по реали­за­ции феде­раль­ного закона об ответст­вен­ном обраще­нии с животными

2 мая Общество

Област­ное госюр­бюро при­няло учас­тие в меро­прия­ти­ях Неде­ли финан­со­вой гра­мот­ности

1 мая Общество

Пра­витель­ство области под­дер­жало законо­датель­ные ини­ци­ати­вы по упроще­нию поряд­ка дек­лари­ро­ва­ния све­де­ний о дохо­дах муни­ципаль­ными депу­тата­ми

26 апреля Общество

Под­веде­ны итоги седь­мой сес­сии Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния депутатов

25 апреля Общество

Пра­витель­ство области утверди­ло отчет о реали­за­ции антик­ор­рупци­он­ных про­граммных меро­прия­тий в 2018 году

24 апреля Общество

В Поморье уста­но­вят регио­наль­ные празд­ни­чные дни

24 апреля Общество

Утвержде­но положе­ние об уве­ко­ве­че­нии памя­ти выдаю­щих­ся дея­те­лей или заслуж­ен­ных лиц в Поморье

23 апреля Общество

Закон­оп­ро­ект «О празд­ни­чных датах и памят­ных днях» обсу­дят на апрель­ской сессии

16 апреля Общество

Минюст Поморья: в честь Дня Победы будет органи­зо­ва­на бес­плат­ная юри­дич­ес­кая помощь

12 апреля Общество

Экспе­рты обсуди­ли меха­низм реали­за­ции областно­го закона об уве­ко­ве­че­нии памя­ти выдаю­щих­ся земляков