Δ
Правительство Архангельской областиПресс-центр

Регион будет более рационально использовать инструменты налогового стимулирования

25 марта 11:19 Законотворчество Бюджет

Речь идет об оценке областных налоговых расходов – одной из новых технологий, внедряемых в бюджетный процесс. Создать правовую основу для такой работы на областном уровне призваны изменения, подготовленные в областной закон о бюджетном процессе. Проект документа разработан правовым департаментом и внесен губернатором области в областное Собрание. 

Новизна подхода 

Как отметил директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев, налоговые льготы рассматриваются как налоговые расходы публичного образования – региона или муниципалитета. Цель такого подхода – более эффективно и рационально использовать инструменты налогового стимулирования, повысить качество управления государственными и муниципальными финансами.

Внедрение системы управления налоговыми расходами – одно из направлений эффективности государственных расходов. Оно предусмотрено в Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2024 года (утверждены 29 сентября 2018 года) и в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства России 31 января 2019 года.

Налоговые льготы и иные преференции (освобождения) являются неотъемлемой частью налоговой системы. Их предоставление направлено на решение определённых задач государственной политики – например, на социальную поддержку отдельных категорий граждан, стимулирование отдельных видов экономической активности, опережающее развитие определённых территорий. Тем самым налоговые расходы бюджета на практике являются альтернативой другим мерам государственной политики, включая прямые бюджетные расходы.

В отличие от прямых расходов бюджета налоговые расходы до последнего времени не были объектом бюджетного контроля, учета и оценки. Это создает предпосылки для снижения эффективности финансовой политики, недооценки фактических объемов ресурсов, направляемых на поддержку того или иного направления, ведет к неоптимальному распределению бюджетных ресурсов.

С целью исправить ситуацию введена систематизация и регламентация процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений в рамках бюджетного процесса. Соответствующие изменения в декабре прошлого года внесены в Бюджетный кодекс России. Они инициированы Правительством России по предложению Минфина России. 

Паспорт налогового расхода

Игорь Андреечев пояснил, что в проекте областного закона предлагается перечень налоговых расходов области формировать в разрезе государственных программ либо иных направлений социально-экономического развития. Порядок их формирования предстоит утвердить Правительству области. 

Налоговые расходы должны соответствовать целям областных программ и (или) задачам социально-экономической политики, не относящимися к областным программам. 

В реестре налоговых расходов отражаются данные о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налоговых расходов, предусмотренных перечнем налоговых расходов. Также планируется ввести паспорт налогового расхода, а налоговые расходы разделить на три типа в зависимости от целевой категории – социальный, финансовый, стимулирующий.

К социальным льготам относятся льготы для отдельных социально незащищённых групп населения, социально ориентированных НКО, поддерживающие население, а также других категорий налогоплательщиков.

К финансовым расходам предлагается отнести налоговые льготы, установленные для уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов всех уровней.

Наконец, стимулирующие льготы подразумевают налоговые льготы в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в региональный бюджет.

Налоговые расходы области подлежат оценке

Это оценка объемов и оценка эффективности налоговых расходов. Порядок такой оценки также будет утвержден правительством области. Мы должны будем учесть общие требования, установленные Правительством России. Они пока не утверждены. 

Оценка эффективности проводится в два этапа: оценка целесообразности налоговых льгот, а затем оценка их результативности.

В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности налоговых расходов с альтернативными механизмами – субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки за счет бюджета, предоставление гарантий, совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций.

В отношении стимулирующих налоговых расходов также оценивается совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) налоговых расходов.

По итогам оценки результативности формируется заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов) или о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач.

Такой подход позволяет оценить выпадающие доходы бюджета из-за налоговых льгот. При отсутствии результата они могут быть пересмотрены или отменены. 

Финансовый орган в целях оценки налоговых расходов формирует перечень налоговых расходов, ведет реестр налоговых расходов, формирует оценку фактического объема налогового расхода за отчетный финансовый год, оценку объема налогового расхода на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов.

Оценка должна учитываться при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики.

Такую же работу предстоит провести и муниципалитетам. 

Также подготовленный проект областного закона учитывает ряд изменений в Бюджетный кодекс России. К примеру, минфин области наделяется полномочием по утверждению типовых форм договоров и соглашений о предоставлении субсидий из бюджета, а также типовых форм дополнительных соглашений к указанным договорам (соглашениям), предусматривающим внесение в них изменений или их расторжение.

В первом чтении проект областного закона будет рассмотрен на сессии областного Собрания в среду 27 марта. 

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

Общество

22 апреля

Миха­ил Яков­лев пооб­щался с уче­ни­ка­ми архан­гель­ской школы №14

22 апреля

Доб­роволь­цам Архан­гель­ской области рас­ска­зали о гра­мот­ной бла­гот­вори­тель­нос­ти

22 апреля

Волон­теры помо­гут жите­лям Архан­гель­ской области под­ключиться к циф­рово­му теле­виде­нию

22 апреля

В Архан­гель­ске под­вели итоги оче­ред­ной акции «Бума­гамо­биль»

22 апреля

Перс­пе­ктивы раз­ви­тия ТОС Поморья обсуди­ли предс­та­ви­те­ли пра­витель­ства регио­на и областные депутаты

22 апреля

Севе­ряне сда­вали нормы теат­раль­ного ГТО, пели, чита­ли сти­хи: в Поморье про­шла «Биб­ли­оночь-2019»

22 апреля

К 100-ле­тию писа­теля: кон­курс мето­дич­ес­ких раз­рабо­ток по твор­честву Федо­ра Абрамо­ва про­шел в регионе

22 апреля

На «Уро­ках циф­ры» рас­ска­зали о том, как пра­вильно управлять проектами

22 апреля

К 45-ле­тию Соло­вец­кой регаты в Архан­гель­ске прой­дет семи­нар «Семь футов под килем»

22 апреля

Воп­росы дос­тавки гру­зов в Аркти­ку в интере­сах Мино­боро­ны РФ обсужда­ют в Архан­гель­ске

22 апреля

В Поморье стар­то­вал прием заявок на кон­курс социаль­ных про­ек­тов для социаль­но ориен­тиро­ван­ных НКО

22 апреля

Хок­кей­ная дру­жина «УЛК» – чем­пи­он Поморья!

22 апреля

Воз­мож­нос­ти раз­ви­тия регио­наль­ной про­граммы соп­ров­ож­да­емо­го про­жива­ния инвали­дов обсу­дят в Архан­гель­ске

22 апреля

Алек­сей Шемя­кин взял золо­то «Хибин­ской весны»

22 апреля

В Архан­гельск при­быва­ют участ­ни­ки все­рос­сийско­го фина­ла по мини-фут­болу

22 апреля

Вете­раны Архан­гель­ска могут получить услу­ги Рос­ре­ес­тра не выходя из дома

22 апреля

138 жите­лей Поморья предс­та­вили про­ек­ты раз­ви­тия регио­на в кон­курсе «Моя стра­на – моя Россия»

22 апреля

Юнар­мейцы из Вель­ска посети­ли мос­ковс­кий Музей Победы

22 апреля

Пен­си­он­ный фонд Поморья сооб­ща­ет, как под­твердить ста­тус пред­пенси­оне­ра

Похожие новости

16 апреля Общество

Минюст Поморья: в честь Дня Победы будет органи­зо­ва­на бес­плат­ная юри­дич­ес­кая помощь

12 апреля Общество

Экспе­рты обсуди­ли меха­низм реали­за­ции областно­го закона об уве­ко­ве­че­нии памя­ти выдаю­щих­ся земляков

6 апреля Общество

Олег Мель­нич­ен­ко: «Уп­роще­ние про­цеду­ры дек­лари­ро­ва­ния дохо­дов – важ­ный шаг, кото­рого ждут сель­ские депу­таты по всей стране»

2 апреля Общество

В орга­нах исполни­тель­ной влас­ти области внед­ря­ет­ся антимо­нополь­ный комплекс

29 марта Общество

Мини­мущ­ес­тво Архан­гель­ской области информи­ру­ет

29 марта Общество

В Архан­гель­ске начал рабо­ту коор­дина­ци­он­но-мето­дич­ес­кий совет нота­риаль­ных палат Севе­ро-Зап­ад­ного феде­раль­ного округа

29 марта Общество

Пра­витель­ство области не под­дер­жало резон­ан­сный про­ект феде­раль­ного закона, каса­ющий­ся про­мыс­ловых квот

28 марта Общество

Под­веде­ны итоги шес­той сес­сии Архан­гель­ского областно­го Соб­ра­ния депутатов

27 марта Общество

Любовь Ани­си­мо­ва наз­наче­на на дол­жность упол­номо­чен­ного по пра­вам чело­века в Архан­гель­ской области

26 марта Общество

Завтра депу­таты рас­смо­трят поправки в областные законы, каса­ющие­ся сферы про­тиво­дейс­твия коррупции

26 марта Общество

Совет полити­чес­ких пар­тий регио­на обсу­дил гото­вящи­еся закон­оп­ро­ек­ты

25 марта Общество

Регион будет более раци­ональ­но исполь­зовать инстру­мен­ты нало­гово­го сти­му­ли­ро­ва­ния

25 марта Общество

В Поморье нача­лась реали­за­ция феде­раль­ного закона об ответст­вен­ном обраще­нии с животными