Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

Музей как центр притяжения

22 апреля 2019 10:44 Персоны
Фото предоставлено ИД «Двина»
Фото предоставлено ИД «Двина»

Сегодня гость нашей редакции – лауреат премии Архангельской области в сфере культуры и искусства за организацию выставок, посвященных 80-летию региона, заведующая отделом современного искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова.

Сокровища 180 на 90

— Зоя Дмитриевна, когда мы с вами говорили на награждении, вы отметили, что эти выставки позволили достать из запасников работы художников 1930–1970-х годов, которые давно не выставлялись. А много ли подобных картин еще в фондах?

— Я каждый раз, когда организуется новая выставка, радуюсь, что вот еще какие-то вещи представлены зрителю. У нас богатые фонды современного искусства – больше трех тысяч только живописи, но показать все не позволяют Зоя Кулешова – гость редакцииограниченные площади, максимум в экспозицию можно включить триста картин. А некоторые есть огромных размеров, это характерно для художников 1960-х, особенно большие панорамные работы, где герои устремлены в будущее, как, например, «Куйбышевская ГЭС» Николая Андронова или «Промышленники» Макса Бернштейна. Эту картину у нас просили для передвижной выставки «Сокровища музеев России», но мы не смогли ее отправить именно из-за размеров: 180 на 90.

— Погодите, передвижная – это та, что была в Манеже зимой с нашими 15 работами?

— Нет, это другая, и здесь из нашей коллекции будет представлено восемь работ, созданных в двадцатом веке. Но эту передвижную выставку, а сюда будут включены три российских города: Калининград, Южно-Сахалинск и Воронеж – организуют именно после колоссального успеха той, что экспонировалась в Манеже. Организаторами вновь выступает Министерство культуры Российской Федерации и Патриарший совет по культуре.

Музей – это айсберг, накопитель художественных ценностей, где много сокрыто, и чем богаче фонды, тем выше его статус, больше возможностей для развития деятельности во всех направлениях.

Возвращение забытых имен

— А что в вашем отделе современного искусства наиболее ценно?

— Конечно, меня радует прекрасная коллекция картин 1920–1930-х годов. Мы начали собирать ее с середины 1970-х и сегодня видим, что были на правильном пути. Эти работы очень востребованы, их часто запрашивают столичные музеи. Например, Еврейский музей – центр толерантности на выставку «До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900–1930» запросил у нас работы Роберта Фалька и Юрия Пименова.

И еще один яркий пример: сейчас Третьяковская галерея взяла четыре картины почти никому не известного Бориса Голополосова на персональную выставку «Головой о стену». Название такое, потому что творчество этого мастера как-то осталось за бортом художественного процесса уже в 1930-е, оказалось не востребовано и позднее.

А теперь вот открываются забытые имена, растет к ним интерес. И уже кажется странным, чем Голополосов был не угоден в свое время – такие патриотические картины – «Первый трактор», «Соцсоревнование рыбаков», причем его работы есть только в трех-четырех музеях. 

У нас – шесть картин.

— Я помню на потрясающей выставке, посвященной столетию революции, его большое полотно – демонстрация в годовщину смерти Ленина у Мавзолея, где художник изобразил и себя в траурной колонне.

— И эта картина поехала в Москву. Участие в крупных столичных выставках показывает высокий уровень музейных коллекций. Это я могу сказать и о коллекции русского классического искусства, и о ценнейшем собрании древнерусского искусства, одного из лучших в стране, что подтвердила и недавняя выставка «Иконы Каргополья. Возрождение», прошедшая с огромным успехом в Москве в Академии художеств.

Не соглашусь

— А сейчас вы закупаете работы наших художников и какие?

— К сожалению, средства на приобретения крайне ограничены. Но при первой же возможности стремимся приобретать, прежде всего архангельских мастеров. После всероссийской выставки «Лики России», проходившей в том числе и в наших стенах, закупили работы Бориса Копылова, Александра Сверчкова, Сергея Сюхина, Сергея и Зои Шадруновых. Бывают дарения, как правило, от наследников художников. Вот недавно сыновья Владимира Степановича Щелина передали в дар большую часть отцовского наследия. Была организована прекрасная выставка, которая показала ранее неизвестного Щелина.

— Зоя Дмитриевна, провокационный вопрос. Вас много ругали за «Линию любви» с Шиле, Пикассо и Матиссом как слишком откровенную, упрекали за то, что привозили Церетели, Сафронова, Шилова… Зачем вы на это идете?

— Да, звучало, и не раз, что, мол, Александр Шилов и Никас Сафронов – художники, недостойные музейных залов. Не соглашусь. У них довольно обширная аудитория почитателей, большой интерес публики, что доказывает, кстати, и посещаемость выставок. Кроме того, как правило, на экскурсиях мы ведем со зрителем живой диалог, высказываем разные точки зрения.

Идет живой процесс в искусстве, и я не вижу ничего крамольного в том, чтобы знакомить с ним людей, у которых, кстати, разные интересы. Может быть, нам сейчас трудно определить художественную ценность наследия того или иного художника, но ведь оценку время дает – и то, что кажется обычным, приобретает ценность через года.

Жикле или подлинники?

— Ну да, кто-то любит Шишкина, а кто-то Шемякина. По агентурным данным, мы и их скоро увидим?

— Да, мы ведем переговоры с музеем изобразительных искусств Республики Татарстан, и есть большая надежда, что выдающиеся полотна великого пейзажиста Ивана Шишкина мы сможем показать в Архангельске. Что касается выставки Михаила Шемякина, планируем, что она состоится в рамках Международного фестиваля уличных театров.

— Это дорого?

— Сегодня организация выставки картин из столичных музеев удовольствие дорогое. Страховка, перевозка специализированным транспортом, вооруженная охрана – все это требует больших финансовых вложений…

— Сейчас модно стало выставлять так называемые жикле – цифровые репродукции шедевров живописи на холсте, которые, как уверяют, по качеству не уступают подлинникам, да и дешевле, наверное. В Архангельске в Гостином дворе прошли именно такие выставки Босха и Брейгеля, Ван Гога. Но, знаю, многие не признают этой технологии…

— Цифровизация дошла и до музеев. И многие, в том числе художественные, для привлечения посетителей берут выставки в технике жикле. Мы как-то пока обходились без нее, хотя нас тоже упрекали за выставки авангарда, той же «Линии любви», поп-арта, что это были репродукции, но это не так – экспонировалась литография (печатная техника).

Конкуренция эмоций

— Зоя Дмитриевна, в «Ночь искусств» осенью и «Ночь музеев» весной мы наблюдаем столпотворение в ваших залах, но многие ли потом опять приходят? Увеличивается ли количество посетителей?

— Последние два года стабильно – 183 тысячи. Но, как известно, в национальном проекте «Культура» заявлено о повышении к 2024 году посещаемости на 15 процентов, будем решать эту задачу. В частности, хотелось бы привлечь людей из районов. В Европе с их дорогами не проблема съездить за 100–200 километров на выставку. У нас такой практики нет, да если и выбираются сельчане в город, то идут, конечно, за более легкими эмоциями – в кино, на развлекательные программы в ТЦ.

— Конкуренция, однако!

— Есть стереотип, что музей – это что-то торжественное, надо соблюдать правила, стиль поведения особый, ну и конечно, определенное усилие надо прикладывать – работать над собой. Мы пробовали устраивать акции «Один день в музее», приглашая школы из глубинки, организации. Но эффект пока недостаточен, надо что-то еще придумывать.

Хотелось бы, чтобы и горожане, которые приходят на ажиотаже разово на ночные акции, возвращались к нам, поняв, что музей – это интересно.

Дети «Музы»

— Но вы ведь растите своих посетителей, в музее всегда много детей.

— Работа с детской аудиторией – на первом месте. Наши сотрудники ведут различные студии творческого развития для ребятишек от 1 года и до 7 лет. Здесь они с ними и рисуют, и лепят, и говорят об искусстве. Но более беспокоят нас дети старшего возраста, которых уже трудно привести за ручку в музей с мамой или бабушкой. Мы стараемся разрабатывать различные проекты и для них.

— И один из них, несомненно, «Муза». Где вы только берете этих ребят, каждый раз удивляюсь и восхищаюсь.

— Проект «Премия «Муза» как раз ориентирован на учащихся 7–8-х классов и уже третий год успешно реализуется. Это, с одной стороны, сложный, а с другой – интересный для творчества возраст.

Участники осваивают экскурсионную и искусствоведческую деятельность, изучают основы русского изобразительного искусства и художественную культуру Русского Севера. И все это применяют на практике. Волнуясь и переживая, они самостоятельно готовят и проводят мини-экскурсии в экспозициях музейного объединения перед своими родителями, учителями и строгими членами жюри. Победители проекта и обладатели статуэтки «Муза» награждаются экскурсионными путевками в Санкт-Петербург и Ярославль. Уникальность проекта в том, что все выпускники становятся нашими друзьями и в некотором смысле коллегами. Мы часто привлекаем их для проведения экскурсий по новым выставкам.

Веера – к юбилею Пушкина

— Мы увидим ребят и на следующей «Ночи музеев» – 18 мая? Что в программе?

— Как всегда, много всего интересного – это ведь не только экскурсии по выставкам, но и лекции, концерты, мастер-классы. Многое в музее изобразительных искусств будет происходить вокруг новых выставок «Рерих. Восток» и «Иконы Каргополья. Возрождение», в Усадебном доме, где открыта выставка «Что за прелесть эти сказки!», поговорим о приближающемся юбилее Пушкина.

— Кстати, а музей Писахова скоро ли откроет двери?

— Мы всеми силами стремимся приблизить это время. Готовим к 140-летию Степана Григорьевича и большую выставку.

— Кроме лакомого Шишкина чем еще будете нас завлекать?

— Западноевропейская гравюра из Калининграда, из Питера – выставка «Шедевры мастеров французской школы», из Москвы – «Искусство навевать прохладу» – это в Особняке на Набережной, тоже к 220-летию Пушкина – веера.

По материалам ИД «Двина»

Общество

27 сентября

Предп­ри­ни­ма­те­ли могут нап­равить замеча­ния к про­ек­ту отчета об ито­гах госу­дарст­вен­ной кадаст­ро­вой оценки

27 сентября

В тече­ние меся­ца в Архан­гель­ской области воз­можны помехи в теле­веща­нии

27 сентября

Житель Архан­гель­ска, вете­ран, полковн­ик внут­рен­ней служ­бы в отста­вке Сер­гей Белов отмеча­ет 95-лет­ний юбилей

27 сентября

Спе­ци­алис­там Поморья рас­ска­зали об эффек­тив­ных фор­мах и мето­дах рабо­ты с сов­рем­ен­ной семьей

27 сентября

До 30 сен­тября про­хо­дит набор волон­те­ров для учас­тия во Все­рос­сийс­кой пере­писи населения

27 сентября

Сбор­ная коман­да Архан­гель­ской области завое­вала 67 меда­лей на чем­пи­она­те и пер­венстве Севе­ро-Запа­да Рос­сии по плаванию

27 сентября

Дере­вян­ные цер­кви и жем­чуг: Онега гото­вит­ся стать новым турис­тич­ес­ким брен­дом Поморья

27 сентября

В Архан­гель­ской области сни­зилось число фак­тов неза­кон­ного обо­рота алкоголь­ной продукции

27 сентября

27 сен­тября – Все­мир­ный день туризма

27 сентября

Стрел­ки Архан­гель­ской области Ста­нис­лав Куз­не­цов и Саве­лий Тря­пицын завое­вали девять меда­лей на пер­венстве и чем­пи­она­те Рос­сии по стрель­бе из арбалета

27 сентября

ГИБДД напо­мина­ет о необ­ходи­мос­ти стро­го соб­людать пра­вила дорож­ного движения

27 сентября

Поря­док пре­дос­тавле­ния социаль­ных услуг пере­смотр­ят с уче­том пред­ложе­ний него­судар­ст­вен­ных поставщи­ков

27 сентября

Муни­ципаль­ные слу­жа­щие Архан­гель­ской области прой­дут обу­че­ние по про­фил­ак­тике коррупции

27 сентября

Сот­рудни­ки Госав­то­ин­спе­кции Архан­гель­ской области при­со­еди­нились к акции «Неде­ля откры­тых дверей»

27 сентября

В Поморье в девя­тый раз про­шёл фес­тиваль талан­тов сту­дот­ря­дов «Талис­ман»

27 сентября

«При­кос­нове­ние к кос­мосу»: фасад севе­род­винс­кой школы № 11 укра­сил портрет Юрия Гагарина

27 сентября

Алек­сандр Цыбуль­ский поздра­вил работ­ни­ков дош­коль­ного образо­ва­ния Поморья с Днем вос­пита­теля

26 сентября

В Поморье гото­вят­ся отметить День народ­ного единства

26 сентября

В Архан­гель­ской области стар­ту­ет осен­ний пери­од все­рос­сийс­кой социаль­ной кам­па­нии «Твой ход! Пешеход»

Похожие новости

17 июня Общество

Мар­гари­та Лян­ге: «О про­бле­мах писать открыто»

13 июня Общество

Архан­гельск как центр при­тя­же­ния мега­собы­тий

11 июня Общество

Наталья Подоль­ская будет защищать честь Рос­сии на II Европ­ей­ских играх

10 июня Общество

Архан­гель­ские «Бар­сы» и севе­род­винс­кий «Стро­итель» вышли во все­рос­сийс­кий финал

6 июня Общество

Спа­са­те­ли Поморья: на повес­тке – про­вер­ка дет­ских оздо­ро­ви­тель­ных лагерей

5 июня Общество

На ста­ди­оне «Труд» Архан­гель­ска сос­то­ит­ся праз­дник фут­бола «Боль­шие звез­ды све­тят малым – 2019»

30 мая Общество

Архан­гельск гор­дится: вете­ран, уче­ный и крае­вед – о воен­ном времени

24 мая Общество

Леген­дарный капи­тан «Миха­ила Сомо­ва» Вален­тин Род­ченко про­во­дил судно в оче­ред­ную экспе­ди­цию

23 мая Общество

«Наша глав­ная»: стра­ницы книги о Ели­ка­ни­де Его­ров­не Волосевич

20 мая Общество

Луч­ший вра­тарь Рос­сии Роман Чер­ных – в сос­таве «Вод­ника»!

19 мая Общество

При под­дер­жке Мак­сима Анцифе­рова «Джаз» стал победи­те­лем тур­нира болель­щи­ков коман­ды «Водник»

17 мая Общество

Нас­тавн­ик юных «вод­ни­ков» Сер­гей Семяш­кин – в числе луч­ших дет­ских тре­не­ров России

17 мая Общество

Нар­ком, спа­сав­ший ленинг­ра­дцев: в Кот­ласе помнят зна­ме­ни­то­го земляка