Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

Заповедь Валерия Малишавы. Штрихи к портрету мастера

23 февраля 2019 14:30 Персоны
Фото: издательский дом «Двина»
Фото: издательский дом «Двина»

17 февраля свое восьмидесятилетие отметил певец и педагог, золотой голос Русского Севера, заслуженный работник культуры России Валерий Малишава.

Мне всегда казалось, что эта большая и круглая дата еще так далеко, где-то за гранями больших десятилетий человеческой жизни, до которых нам с родным моим Валерием Платоновичем еще шагать и шагать. Мне, которому только пятнадцать, и ему, отметившему только полувековой юбилей, статному, подтянутому, кряжестому и очень харизматичному мужчине, с подчеркнутым кавказским обаянием и по-настоящему прижитой северной привлекательностью.

Именно таким я увидел Валерия Малишаву чуть больше тридцати лет тому назад, когда первый раз с большой робостью, но с непреодолимым желанием увидеть, познакомиться и поделиться своей заветной мечтой стать певцом после восьмого класса средней школы впервые перешагнул порог 57-го кабинета музыкального училища, ставшего впоследствии родным и судьбоносным, в теперь уже далеком 1988 году. Больше тридцати лет связывают меня с неповторимым голосом Архангельского Севера, с моим учителем и наставником, человеком с большой буквы, которому я мог доверить самое сокровенное. За три десятка пролетевших лет случалось всякое со страной, в которой мы жили, с милым Архангельском, который бурлил разными фонтанами меняющихся эпох, и, конечно, происходило много личного и всякого иного, но высокий статус наших взаимоотношений всегда поддерживался единством наших взглядов на роль и место в профессии, куда я пришел молодым и юным, с огромным желанием научиться и остаться в ней не статистом, а певцом со своим репертуаром, давшим бы в свою очередь мне возможность и право быть выразителем чаяния народа, которому служу, то есть, по сути, стать его трибуном. Поэтому в этом материале я не столько хочу рассказать о биографии, заслугах и прочих регалиях заслуженного работника культуры России Валерия Малишавы, он и без этих рассказов для малой моей родины давно энциклопедическая личность. Скорее хочу донести вам, друзья, тот бесценный непреходящий опыт, который привнес в мою жизнь и судьбу дорогой мой Валерий Платонович.

От Платоновича к Платоновичу

В мае 1988 года после отчетного концерта хужественной самодеятельности в клубе Турдеевской лесобазы мой первый аккомпаниатор Василий Платонович Кузьмин настоял на том, чтобы я непременно поехал в музыкальное училище к известному певцу и педагогу Валерию Платоновичу Малишаве и прослушался на предмет поступления на вокальное отделение. А окончательным толчком к принятию решения побывать у маэстро стал приезд к нам на Турдеевскую с концертом ансамбля «Беломорские узоры» заслуженного артиста России Виктора Колузганова. Виктор Васильевич и его супруга, неповторимая северная певица, заслуженная артистка России Римма Федоровна Сидорова, услышав меня, пятнадцатилетнего солиста с бабочкой, распевающего песни Иосифа Кобзона, также и со всей ответственностью высказали единое с Василием Платоновичем мнение о том, что мне необходимо срочно ехать к Малишаве. А Валерий Платонович уже в 80-е был у всех на устах певцом и педагогом за номером один. В те золотые времена, как сейчас помню, съездить до Архангельска да и еще в музыкальное училище по нашим провинциальным меркам было целым событием. И оно состоялось. Одноклассник, мой друг детства Женя Баталов привел меня за руку в училище, благо хорошо знал город – бабушка у него жила в Соломбале. Ног от радости не чуя, взлетел на 4-й этаж, открыл заветную дверь кабинета, и наши взгляды встретились. Перед моими глазами предстал во всей своей необычности и каком-то нездешнем столичном лоске сам певец Малишава, о котором я много был наслышан и, кстати сказать, представлял себе его именно таким: в диоровском костюме, дорогой сорочке и в эксклюзивном галстуке. Он очень отличался от тех взрослых дядей советского партийного разлива, которые все были на одно лицо в мышиных костюмах фабрики «Большевичка». Я представился и сказал, что очень люблю песни в исполнении Кобзона. Валерий Платонович и его известная ученица Елена Деарт были польщены таким внезапным моим появлением и представлением, я сразу был приглашен маэстро к роялю, где он подраспел юное дарование, а затем виртуозно саккомпанировал мне «Танго для всех» Александра Журбина. Потом мы пили чай, Валерий Платонович непринужденно спрашивал, откуда родом и о чем мечтаю, а после сделал резюме: «Заканчивай десять классов, переживи мутацию, и через два года жду тебя, Александр, в училище». Это была моя первая высота, чувство это памятно мне и по сей день, он Божьим промыслом остался в моей памяти, и, что характерно, больше в жизни мне не встречалось людей с отчеством Платонович, которое я очень люблю.

От метлы и рояля в легендарный ансамбль

Пролетели незаметно два года. Окончил десятилетку и решил вопреки своей мечте поступить в педагогический на истфак, но не прошел по конкурсу и у Валерия Платоновича появился лишь в августе 1990 года, когда вступительные экзамены в училище закончились и он, естественно, уже набрал курс. Потупя очи, появился у него в кабинете и объяснил ему, как все было и как есть на сегодняшний день. Весной следующего года мне предстояло идти в армию, а грядущие осень и зиму мы решили заниматься и готовиться к прослушиванию в ансамбль песни и пляски ЛенВО, который мне тоже порекомендовал Валерий Платонович, поэтому оставшиеся восемь месяцев до призыва у меня прошли в нормальном тренировочном графике. С утра я подметал и убирал снег у Дома культуры Бакарицы, а во второй половине дня, забросив метлы и лопаты, на крыльях летел в музыкальное училище в вокальный класс Валерия Малишавы, где мы серьезно готовили песенный материал для конкурсного прослушивания в знаменитый Ленинградский ансамбль песни и пляски под руководством народного артиста СССР Николая Кунаева. Этот мой счастливый этап жизни Валерий Платонович нарек первыми университетами поющего дворника Юркина, и очень скоро этот период даст свои плоды. 

Педагогическая линия маэстро

Мало кому интересна черная работа, когда не получается, не склеивается, когда не попадаешь в ноты, еще хуже – в тональность, когда путаешь ритмический рисунок и не улавливаешь характер произведения. Нынешним выскочкам хочется все и сразу, но так не бывает в настоящем ремесле, когда до мастерства еще годы и годы, и то если без лени и Господь поцелует. Если коротко, то это заповедь Валерия Малишавы. Не буду сейчас вдаваться в механику вокальной школы, но скажу честно: он признает только многолетний ежедневный труд в вокальном классе. Такая кухня мне по душе, а эта медленная кропотливость – она, собственно, и есть основа моего вокального долголетия. Мне незнакома голосовая усталость. Благодаря школе Валерия Платоновича могу без труда петь, совершенно не напрягаясь и с одинаковой самоотдачей, два-три сольника в день. На подсознанке я прекрасно понимал тогда, что после срочной службы в Ленинграде обязательно вернусь в Архангельск, где буду уже настоящим образом учиться у мастера, что, собственно, ничуть не задумываясь, и сделал и по прошествии лет благодарю судьбу и Всевышнего, что все так состоялось и произошло, так случилось.

Эпизод с гением

Валерий Платонович в своей педагогической работе всегда делает очень точный акцент: «Я никогда не вмешиваюсь в природу голоса человека, это Божий дар, я лишь его корректирую и направляю в нужное русло, как тот садовник, который поливает растение, удобряет почву и направляет росток к солнцу». Прекрасно отдавая себе отчет в том, что он работает не с машиной, а человеческой физиологией, на его бесценных уроках в промежутках между распевкой, вокализами и непосредственным исполнением произведения он всегда устраивает чайные церемонии с душевной и всегда по существу беседой о смыслах жизни. Во время одной из таких бесед он рассказал мне случай, как впоследствии оказалось, необыкновенный в его судьбе. Еще в студенческие годы в общежитии Ленинградской консерватории в их комнату зашел известный поэт Глеб Горбовский со своим другом и представил его ребятам: «Прошу любить и жаловать, талантливый поэт Николай Рубцов». Рубцов как раз в это время работал на Кировском заводе в Ленинграде и уже много печатался. Гениальный поэт в этом крохотном эпизоде запомнился Валерию Платоновичу молчаливым и угрюмым и с какой-то необыкновенной гипнотической реакцией глаз на те или иные реплики, произносимые вслух, о текущем дне и будущности, которая еще не наступила: лишь спустя годы, с головой окунувшись в поэзию Рубцова, 

Малишава открыл для себя широту, чистоту и удивительную русскость гения – уроженца Архангельской земли, признавался Валерий Платонович. После рассказа о Рубцове Малишава достал клавир песни архангельского композитора Валентина Паничева на стихи Николая Михайловича «Звезда полей», которую великолепно и самым первым записал на областном радио и вручил мне. По сей день эта песня со мной, как и Николай Рубцов, которого во многом открыл для меня Валерий Платонович.

Слава Божьим Дарам

Конечно, слава Богу, что в мою жизнь, жизнь подрастающего и все тонко впитывающего в себя молодого человека, во время учебы в Архангельском музыкальном училище у Валерия Малишавы пришли люди, которых я называю краснокнижными в судьбе, истории и поступках, в которых отразился Архангельский Север на рубеже веков и стыке тысячелетий. Люди, о которых я хочу упомянуть в этом материале, пришли в мою жизнь именно посредством Валерия Платоновича. Сама рука Всевышнего двигала, думаю, его фибрами и чувствами, когда я имел честь быть представленным Валерием Малишавой этим прекрасным людям Архангельска, которые на сегодняшний день, безусловно, составляют и представляют его золотой фонд.

23 февраля 1994 года – первый визит и концерт на площадке знаменитого Марфиного дома и личное знакомство с Марфой Ивановной Меньшиковой, хранительницей и защитницей культурных святынь Архангельского Севера.

26 февраля 1994 года, будучи студентом 1-го курса, с подачи Валерия Платоновича начинаю репетиционный процесс под управлением замечательного педагога и музыканта Виктора Александровича Тырина и 31 мая с ансамблем камерной музыки «Мимолетность» выхожу на площадку Марфиного дома уже с отделением программы классических романсов и русских народных песен. 

28 февраля 1994 года – в Нарьян-Маре только что открылась и начала функционировать ненецкая государственная филармония в лице ее директора и первооткрывателя легендарной архангельской певицы Галины Феодосьевны Патрушиной. Пианист и педагог Михаил Анатольевич Губин срочно ищет солиста на нарьян-марские гастроли. Валерий Платонович знакомит меня с Михаилом Губиным, и уже через две недели я в сопровождении Михаила Анатольевича лечу в Нарьян-Мар, где работаю с музыкантами шесть запланированных концертов.

6 марта 1994 года – в Марфином доме на концерте, посвященном Международному женскому дню, я представлен Валерием Платоновичем мэру Архангельска легендарному Валентину Степановичу Власову и популярнейшему архангельскому радиожурналисту Евгению Александровичу Пономареву.

15 мая 1994 года – первое знакомство с музыкальным редактором областного радио незабвенной Нелли Григорьевной Тарасовой и запись программы «Валерий Малишава и ученики» под аккомпанемент несравненного Михаила Анатольевича Губина.

15 октября 1995 года – Валерий Платонович знакомит меня с директором Архангельской государственной филармонии Владимиром Васильевичем Слесаревым и лично рекомендует взять меня на главную роль плотника Петра Иванова в масштабный проект филармонии, посвященный 300-летию создания российского флота. Опера «Царь и плотник», которая премьерно была исполнена на сцене Архангельского государственного театра драмы им. М. В. Ломоносова 

5 и 6 июля 1996 года, стала первым в истории музыкальной культуры Архангельска жанровым произведением, исполненным и поставленным собственными творческими силами без привлечения столичных знаменитостей.

P. S. Все вышеперечисленные уникальные люди стали впоследствии моими близкими друзьями и единомышленниками, собственно, благодаря им я и вырос творчески, духовно, профессионально и, что очень важно, социально. Вектор певца и педагога Валерия Малишавы не знал изъянов, ибо изначально был ориентирован собственной профессиональной чуйкой мастера сначала на становление личности, а уже потом на успех! И успех пришел обоюдный и в нужный срок. Валерий Платонович и мой ушедший папа Анатолий Павлович (они хорошо знали друг друга) родились Божьей милостью в один день, в один месяц и в один год. Поэтому, родной мой Валерий Платонович, я бы очень хотел, чтобы вы жили долго и работоспособно и чтобы годы, которые не случились у папы, обязательно были бы добавлены Господом вашему многолетию и благоденствию!

Ваш ученик, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады Александр Юркин

Издательский дом «Двина»

Общество

1 июня

Прием работ на все­рос­сийс­кий кон­курс детс­ко­го рисун­ка «Эко­ло­гия гла­зами детей» про­длен до 10 июля

1 июня

Сот­рудни­ки аген­тства ЗАГС оциф­ровы­ва­ют ста­рей­шие актовые записи в Поморье

1 июня

89,5 тыся­чи семей Поморья 1 июня полу­чат выплату на детей от трех до шест­на­дцати лет

1 июня

Автомо­бил­ис­ты Поморья стали реже жало­вать­ся на ОСАГО

1 июня

Мало­му и сред­нему биз­несу – льго­ты по арен­дным платежам

1 июня

Новая лето­пись вой­ны: севе­род­винс­кие поис­кови­ки вос­ста­нав­лива­ют пла­ва­ющий танк Т-37А

31 мая

Опе­рат­ив­но: ситу­ация в Архан­гель­ской области по COVID-19

31 мая

Люб­овь Ани­си­мо­ва: «Дос­тупность актуаль­ной информа­ции – осно­ва пра­во­во­го про­свеще­ния граждан»

31 мая

Объе­мы добы­чи семги и гор­буши в Архан­гель­ской области на 2020 год расп­ре­де­ле­ны рыбо­добы­ва­ющим пред­при­ятиям

30 мая

Алек­сандр Цыбуль­ский про­вел в Севе­род­винске выез­дное заседа­ние оперш­та­ба по про­тиво­дейс­твию расп­ро­стр­ане­нию COVID-19

30 мая

Опе­рат­ив­но: ситу­ация в Архан­гель­ской области по COVID-19

30 мая

В тер­рито­риаль­ных отде­лах аген­тства ЗАГС отмеча­ют День защиты детей

30 мая

Кадаст­ро­вая пала­та рас­ска­зала граж­да­нам об откры­тых вакансиях

30 мая

Детям нужна забота: как госу­дарство под­дер­жит семьи

29 мая

Въезд в Ягринс­кий бор в Севе­род­винске закрыт на месяц

29 мая

Алек­сандр Цыбуль­ский про­вел лич­ный прием граждан

29 мая

Сов­рем­ен­ный кон­тейн­ер­ный парк и новое зони­рова­ние Архан­гель­ской области

29 мая

«Утро мира» – в подарок ветеранам

29 мая

В Севе­род­винске сот­рудни­ки СПО «Аркти­ка» высади­ли пих­то­вую аллею, под­дер­жав меж­дуна­род­ную акцию «Сад памяти»

Похожие новости

22 апреля Общество

Музей как центр при­тя­же­ния

20 апреля Общество

В Архан­гель­ске почтили память изоб­рета­теля теле­виде­ния Бори­са Розинга

19 апреля Общество

Помор, казак, сиби­ряк: одис­сея Семе­на Дежнева

18 апреля Общество

Хирур­гия – это не рабо­та, а образ жиз­ни, счи­та­ет почет­ный граж­да­нин Архан­гель­ска Яков Насонов

12 апреля Общество

«Тра­н­сар­кти­ка-2019»: между Шпиц­берге­ном и Зем­лей Фран­ца-Иоси­фа

11 апреля Общество

Вик­тор Заря о пути совер­шенство­ва­ния про­граммы бла­го­ус­тройства дво­ров и общест­вен­ных тер­рито­рий

11 апреля Общество

Стар­ший тре­нер сбор­ной Рос­сии по бас­кетбо­лу Сер­гей Быков про­ве­дет мас­тер-класс в Новод­винске

9 апреля Общество

Лыж­ник Алек­сандр Терен­тьев рекомен­до­ван в сос­тав сбор­ной Рос­сии в груп­пу Юрия Бородавко

8 апреля Общество

Татья­на Подьяко­ва: «Мне посчастли­вилось рабо­тать с серьез­ными людьми»

7 апреля Общество

Сереб­ряный принц стал золо­тым: Мак­сим Вылег­жа­нин – двук­ратный чем­пи­он Рос­сии – 2019!

6 апреля Общество

Чем­пи­он­ка Рос­сии Алиса Жам­бало­ва: «Об­разц­ом для меня явля­ет­ся Елена Вяльбе»

5 апреля Общество

Мак­сим Вылег­жа­нин: «Мали­нов­ское» золо­то далось нелегко»

5 апреля Общество

Побе­дитель­ница эстафе­ты Юлия Бело­руко­ва: «В «Мали­нов­ке» все клас­сно: болель­щики – весе­лые, трас­са – отличн­ая!»