В Северном морском музее презентовали новый судостроительный проект: клуб «Морские практики» готов соорудить поморскую шхуну – копию тех, что бороздили Белое и Баренцево моря сто лет назад. О том, что будет представлять собой дело рук современных корабелов, рассказал руководитель клуба Евгений Шкаруба.
Это – не первое детище корабельных мастеров: два года назад они построили по старинным технологиям поморский карбас, получивший награду Русского географического общества «Хрустальный компас».
Нынешний проект «Морских практик» получил официальную поддержку от правительства области. Заинтересовался идеей и Баренцев секретариат, о чем сообщил почетный консул Норвегии в Архангельске Андрей Шалев. Авторы проекта надеются на активную спонсорскую поддержку своего начинания.
— Это будет действующий объект, школа судостроения. Мы будем широко рассказывать о проекте. Потому что это большое и интересное дело для Архангельской области – так в нескольких словах журналистам представил предстоящее дело инициатор проекта.
Золотой век классической поморской шхуны наступил в конце девятнадцатого столетия и был недолгим: в морских просторах уже безраздельно господствовали пароходы, за ними пришли теплоходы, и на долю красавцев-парусников всех мастей осталось немного: яхтенный спорт, практика для будущих моряков да любительское рыболовство. Однако вытеснение парусных кораблей с морских дорог не означало их вымирания как вида. Ведь были и есть романтики – путешественники, корабелы-реконструкторы, любители морской истории, готовые взяться за плотницкий топор, а потом за штурвал. Наряду с «Полярным Одиссеем» в Петрозаводске, «Товариществом северного мореходства» на Соловках появился клуб «Морская практика», чья сфера деятельности не ограничивается региональными рамками. В первом порту России решено спустить на воду возрожденную шхуну. Длина составит двадцать метров, 6,6 метра – ширина, два метра – высота, 50 тонн – водоизмещение. Внутри достаточно места, чтобы комфортно жить, хранить оборудование. Четыре двухместных каюты, печки, баня – «комфортно, красиво, удобно», как пояснил Евгений Шкаруба. На постройку корпуса понадобится 15 тысяч человеко-часов. Для строительства необходима верфь, ее планируют устроить на Красной пристани. Предполагается соорудить временный ангар на три года, который будет принадлежать музею, в нем и разместится верфь. Эту идею одобрил и директор музея Евгений Тенетов. На верфи будут проводить экскурсии и мастер-классы.
На шхуне можно ходить к берегам Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, норвежского Шпицбергена, датских Фарер и в Исландию. Всего должно появиться минимум три-четыре маршрута. Кстати, на строительство шхуны пригласили консультантов – мастеров из Норвегии, где не только сохраняют шхуны как музейные экспонаты, но и по-прежнему строят их и выходят в море.
Как пояснил Евгений Шкаруба, «два раза в год норвежцы будут приезжать в Архангельск, и мы будем работать». Пока пройден первый этап – норвежцы отбирали древесину для строительства на Лесозаводе 25. Кстати, за основу взяты чертежи норвежской шхуны «Матильда», построенной в 1884 году.
Радость от того, что Архангельск получит настоящую поморскую шхуну, а затем, вероятно, целую линейку подобных судов, несколько омрачается осознанием того факта, что инициаторы строительства – москвичи, технологии – от норвежцев, а поморы-то как, неужели разучились? «Когда-то мы учили норвежцев, а теперь наоборот», – невесело произнес автор проекта яхтенного порта «Поморская гавань» и художник-маринист Сергей Звягин. Достаточно сказать, что шхуна Фритьофа Нансена «Фрам» яйцевидной формой корпуса напоминала поморский коч – такая конструкция спасала суда от раздавливания льдами.
Вспомнил о поморской гордости и глава Торгово-промышленной палаты региона Василий Сидоровский. Впрочем, что мешает желающим вновь постигнуть подзабытую науку парусного кораблестроения? Вообще строительную бригаду собираются сформировать из местных жителей. Что до названия, то, с одной стороны, как судно назови, так оно и поплывет. С другой – прежде чем дать имя детищу, надо его произвести на свет (в нашем случае – построить). Можно наречь шхуну «Поморская», можно – «Северная Русь», считает Евгений Тенетов. Оптимальным вариантом представляется вынести ее имя на общественное обсуждение. Быть может, судно получит имя кого-то из знаменитых земляков-мореплавателей. Или одного из героев, защищавших северные рубежи, таких как Иван Рябов или Матвей Герасимов.