Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

«Трансарктика-2019»: между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа

12 апреля 2019 16:53 Арктика Персоны
Фото: Николай Гернет
Фото: Николай Гернет

Росгидромет намерен возобновить комплексное изучение высоких широт, поскольку в 2013 году была прекращена работа последней полномасштабной дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 40». Активное участие в проекте принимают и архангельские гидрометеорологи.

Новая экспедиция стартовала 20 марта. В этот день научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического научно-исследовательского института «Академик Трешников» вышло из порта Мурманск и взяло курс на север. Достигнув заданной точки между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Шпицберген судно вморозилось в лед и 28 марта легло в дрейф. 30 марта на льдине был поднят государственный флаг в ознаменование открытия дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 2019».

О новом этапе в изучении Арктики – наш разговор с руководителем Северного управления по гидрометеорологии и изучению окружающей среды Романом Ершовым.

– Роман Викторович, с каким настроением смотрите в новый сезон и что нового этот сезон вам готовит?

— Настроение у нас позитивное, поскольку в этом году по поручению Правительства РФ нам предстоит решить ряд новых задач. Росгидромет впервые за многие годы проводит комплексную экспедицию «Трансарктика-2019». «Академик Трешников» уже приступил к работе в Арктике. На дрейфующей станции «Северный полюс – 2019» будут испытаны технологии организации и проведения современных комплексных научных исследований. Коллективу научной дрейфующей обсерватории предстоит осуществить наблюдения за состоянием природной среды Арктики: от атмосферы до донных осадков, будет произведен отбор проб для анализа в стационарных лабораториях различных научных институтов России и Германии.

Это лишь первый этап, который завершится в конце мая.

На втором этапе наше судно «Михаил Сомов» в середине мая, выйдя из порта Архангельск, будет работать вдоль ледовой кромки между островом Виктория и северной оконечностью архипелага Новая Земля. На третьем этапе в рамках проекта «Плавучий университет» «Профессор Молчанов» со студентами на борту займется изучением гидрологических разрезов и проведением мониторинга. Это будет производственная практика для студентов 4-го и 5-го курсов САФУ. Надеемся, что многие студенты затем придут к нам на работу. Участие в экспедиции – это возможность понять для себя, готов ли ты выбрать своей профессией гидрометеорологию. Тут, как правило, сразу все встает на места – либо влюбляешься в это ремесло, либо сразу понимаешь, что это не твое.

На четвертом этапе научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский» Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологического института выйдет из Владивостока, обогнет континент через Берингов пролив и в Ледовитом океане будет двигаться на запад, летом зайдет в Архангельск и затем вернется обратно на Дальний Восток. Его задача – обследовать все гидрологические разрезы и возобновить работу на всех мониторинговых станциях, то есть в определенных местах по трассе Севморпути нужно взять пробы, чего многие годы не делалось.

– Какие задачи стоят перед учеными?

— Необходимо провести масштабные работы по мониторингу окружающей среды, биологических ресурсов, по метрологии. К этим работам кроме нашего управления привлекаются ученые Архангельского научного центра УРО РАН, Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова, Мурманского морского биологического института. Руководит процессом Институт Арктики и Антарктики. Основная цель всей экспедиции – восстановить мониторинг Арктического сектора. В советские годы работы по наблюдению за ледовыми условиями, изменением гидрологического режима, климата проводились постоянно, поскольку, чтобы работать на трассе Севморпути, нужна полная картина того, что происходит в Арктике. Сейчас руководством страны принято решение возобновить эти работы. Задача крайне сложная.

– Но выполнимая? При соответствующем уровне финансирования…

— Необходима глубокая модернизация всей сети пунктов мониторинга в Арктике, особенно труднодоступных станций. Один из вариантов – автоматизация процессов там, где она возможна. Например, гидрологические наблюдения очень сложно автоматизировать чисто с технической точки зрения. А для проведения метеонаблюдений уже есть технологии, которые позволяют автоматизировать процесс. И такие проекты Росгидромет уже запускает. Надеемся, что вскоре наша сеть пополнится большим количеством автоматических станций наблюдения.

Еще одно направление – обновление обитаемых станций, а это и оборудование, и жилые комплексы, в которых нужно создать максимально комфортные условия для работы и быта. Часть работ по модернизации, кстати, уже выполнена. Дальнейшие мероприятия Росгидромет планирует начать в 2021 году.

– В этой связи возникает вопрос о судьбе легендарного «Михаила Сомова». Кто и когда придет ему на смену?

— Сейчас Росгидромет занимается этим вопросом. Идет работа по выделению финансирования для проектирования нового судна. Но время у нас есть. «Михаил Сомов» прошел регистр, и в ближайшие минимум пять лет он останется в строю. Техническое состояние судна вполне удовлетворительное.

«Михаилу Сомову» присвоен почетный знак «Морское наследие России». Конечно, судно с такой богатой историей и уникальной судьбой заслуживает того, чтобы сохранить его для потомков. Оно займет свое достойное место наряду с такими именитыми судами, как «Красин» и «Ленин».

– Но, возвращаясь в Арктику, что, на ваш взгляд, требует сегодня первоочередных мер и особого внимания?

— В первую очередь такие экспедиции, как «Трансарктика», необходимо проводить регулярно, ежегодно, поскольку мониторинг возможно осуществлять только в режиме комплексной экспедиции. Надеемся, что правительство будет поддерживать эти работы. Силы, мощности и специалисты для выполнения этих задач есть. Ну и второе, как я уже сказал, нужно модернизировать всю нашу наблюдательную сеть. Росгидромет для этого прикладывает все возможные усилия. Понятно, что это непросто, но нельзя сбавлять темпов.

Нам нужно шагать в ногу со временем. Ведь погода формируется не только на территории нашей страны. Соответственно, нам нельзя отставать от уровня оснащенности метеослужб других стран. И понимание этого у руководства страны есть.

– И напоследок вопрос: какая сейчас погода в Арктике?

— Период наших наблюдений в историческом масштабе крайне мал. О том, как складывались погодные условия столетия назад, мы можем только догадываться. Сейчас в краткосрочной перспективе мы фиксируем некоторые изменения: увеличиваются среднегодовые температуры, сокращаются площади ледового покрова, у нас на Севере увеличивается количество осадков. Но, скорее всего, это природный цикл, на который человек оказывает минимальное влияние. И как долго это продлится – точного прогноза вам никто не даст.

В тему

Первый этап экспедиции

Судно: «Академик Трешников». Продолжительность: 70–100 суток.

Научная программа: изучение системы океан – лед – атмосфера и ближнего космоса с использованием буйковых систем, крупномасштабной океанографической съемки с вертолетов, наблюдений со льда и судна, подспутникового мониторинга. В ходе первого этапа будут апробированы технологии эксплуатации и кадровое обеспечение ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», проектирование и строительство которой с 2018 года осуществляется по заказу Росгидромета акционерным обществом «Адмиралтейские верфи». Полученные данные станут фундаментальной основой для российской национальной арктической пространственно-распределенной научной обсерватории.

Второй этап экспедиции

Судно: «Михаил Сомов». Продолжительность: 26 суток. Выход из порта Архангельск 15 мая.

Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акватории Баренцева моря. По маршруту движения судна будут проводиться гидрометеорологические наблюдения, мониторинг ледовой обстановки и животного мира. Основная цель работ – оценка состояния акваторий, морских и прибрежных экосистем арктических морей и получение оперативной информации о состоянии экосистем морской среды.

Третий этап экспедиции

Судно: «Профессор Молчанов». Продолжительность: 18 суток.

В ходе выполнения комплексных экспедиционных исследований экосистем арктических морей и побережий студенты российских университетов получат практические навыки работы в высокоширотной Арктике. Данный этап организован в том числе с целью подготовки исследователей для работы на ледостойкой платформе «Северный полюс» и в учреждениях Росгидромета.

Четвертый этап экспедиции

Судно: «Профессор Мультановский». Начало: июль 2019 года. Продолжительность: 90 суток.

Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акваториях от Чукотского до Баренцева моря. Ученые проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России.

По материалам ИД «Двина»

Общество

22 января

МФК «Поморье» одер­жал победу над якут­ской «Зарей»

22 января

Архан­гельск про­вел все­рос­сийс­кий тур­нир «ТОП-16» на высо­ком уровне

22 января

Архан­гельск, Севе­род­винск и Кот­лас могут стать пилот­ными горо­дами по реали­за­ции про­ек­та «Мегабак»

22 января

В Поморье воз­можны крат­ковре­мен­ные отклю­че­ния теле­ради­осиг­нала 24-30 января

21 января

В Архан­гель­ской области рабо­тода­те­лям рекомен­дова­но пере­вес­ти 30% сот­рудни­ков на дис­танци­он­ную работу

21 января

Досу­деб­ное обжало­ва­ние – новая про­цеду­ра в госу­дарст­вен­ном контроле

21 января

Кон­ный клуб при под­дер­жке гран­та губер­нато­ра про­дол­жа­ет про­грамму по иппоте­ра­пии

21 января

В Поморье стар­то­вал госу­дарст­вен­ный мони­торинг охот­ничьих ресурсов

21 января

Минаг­роп­ром­торг: еди­ная информа­ци­он­ная сис­тема спо­собству­ет сни­же­нию числа нару­ше­ний в сфере торговли

21 января

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­ласи­ли на онлайн-прог­рамму ко Дню студента

21 января

К 100-ле­тию Кот­ласско­го райо­на выпус­тят книгу

21 января

Стар­това­ла дек­лара­ци­он­ная кам­па­ния по нало­гу на иму­щес­тво органи­за­ций за 2021 год

21 января

Куда посту­пят 120 книг веду­щих рос­сийск­их издательств – опреде­ля­ют жите­ли Поморья

21 января

Архан­гельск при­нима­ет сильн­ей­ших моло­дых тен­нис­ис­тов страны

21 января

ГИБДД: в слож­ных мете­оус­лов­иях особо опас­ными для води­те­лей ста­нов­ят­ся доро­ги вне насе­лен­ных пунктов

21 января

В Архан­гель­ской области про­дол­жа­ет­ся воз­мездный прием у насе­ле­ния неза­кон­но хра­нящ­их­ся ору­жия и боеп­рипа­сов

21 января

В новом скейт-пар­ке Архан­гель­ска про­шли пер­вые сорев­нова­ния

20 января

Минаг­роп­ром­торг регио­на информи­ру­ет о новых пра­ви­лах мар­кир­ов­ки молоч­ной продукции

20 января

Север­ный хор начи­на­ет гас­троль­ный тур по Поморью

Похожие новости

11 июня Общество

Наци­ональ­ный парк «Рус­ская Аркти­ка» откры­ва­ет юби­лей­ный сезон

3 июня Общество

Куклы севе­род­винки Ирины Чере­пано­вой предс­та­влены на выставке в Сове­те Феде­ра­ции РФ

30 мая Общество

Уче­ные со всего мира обсуди­ли в Архан­гель­ске кли­мат и жизнь человека

29 мая Общество

Меж­ведом­ст­вен­ные уче­ния по спа­се­нию людей на море про­шли в аквато­рии Север­ной Двины

28 мая Общество

Спа­сибо Архан­гель­ску: итоги Arctic Science Summit Week

28 мая Общество

Медаль за вклад в иссле­до­ва­ние Аркти­ки вру­чили в Архан­гель­ске

27 мая Общество

Аркти­чес­кий НОЦ: экспе­рты обсуди­ли новый про­ект региона

27 мая Общество

Сам­мит уче­ных в Архан­гель­ске: дис­кус­сии про­дол­жа­ют­ся

25 мая Губернатор

Игорь Орлов предс­та­вил потен­ци­ал Поморья участ­ни­кам аркти­чес­кого саммита

25 мая Общество

Идея соз­да­ния НОЦ в Архан­гель­ске заин­тере­со­ва­ла чле­нов пре­зи­диу­ма МАНК

25 мая Общество

Аркти­ка жива, пока она заселена

24 мая Общество

Регион гото­вит заяв­ку на соз­да­ние науч­но-об­разо­ватель­ного цен­тра миро­вого уровня

24 мая Общество

Нац­парк «Рус­ская Аркти­ка» пла­ниру­ет рас­ширять ареал изу­че­ния крас­нок­ниж­ных оби­та­те­лей тер­рито­рии