Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

«Трансарктика-2019»: между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа

12 апреля 2019 16:53 Арктика Персоны
Фото: Николай Гернет
Фото: Николай Гернет

Росгидромет намерен возобновить комплексное изучение высоких широт, поскольку в 2013 году была прекращена работа последней полномасштабной дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 40». Активное участие в проекте принимают и архангельские гидрометеорологи.

Новая экспедиция стартовала 20 марта. В этот день научно-экспедиционное судно Арктического и антарктического научно-исследовательского института «Академик Трешников» вышло из порта Мурманск и взяло курс на север. Достигнув заданной точки между архипелагами Земля Франца-Иосифа и Шпицберген судно вморозилось в лед и 28 марта легло в дрейф. 30 марта на льдине был поднят государственный флаг в ознаменование открытия дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс – 2019».

О новом этапе в изучении Арктики – наш разговор с руководителем Северного управления по гидрометеорологии и изучению окружающей среды Романом Ершовым.

– Роман Викторович, с каким настроением смотрите в новый сезон и что нового этот сезон вам готовит?

— Настроение у нас позитивное, поскольку в этом году по поручению Правительства РФ нам предстоит решить ряд новых задач. Росгидромет впервые за многие годы проводит комплексную экспедицию «Трансарктика-2019». «Академик Трешников» уже приступил к работе в Арктике. На дрейфующей станции «Северный полюс – 2019» будут испытаны технологии организации и проведения современных комплексных научных исследований. Коллективу научной дрейфующей обсерватории предстоит осуществить наблюдения за состоянием природной среды Арктики: от атмосферы до донных осадков, будет произведен отбор проб для анализа в стационарных лабораториях различных научных институтов России и Германии.

Это лишь первый этап, который завершится в конце мая.

На втором этапе наше судно «Михаил Сомов» в середине мая, выйдя из порта Архангельск, будет работать вдоль ледовой кромки между островом Виктория и северной оконечностью архипелага Новая Земля. На третьем этапе в рамках проекта «Плавучий университет» «Профессор Молчанов» со студентами на борту займется изучением гидрологических разрезов и проведением мониторинга. Это будет производственная практика для студентов 4-го и 5-го курсов САФУ. Надеемся, что многие студенты затем придут к нам на работу. Участие в экспедиции – это возможность понять для себя, готов ли ты выбрать своей профессией гидрометеорологию. Тут, как правило, сразу все встает на места – либо влюбляешься в это ремесло, либо сразу понимаешь, что это не твое.

На четвертом этапе научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский» Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологического института выйдет из Владивостока, обогнет континент через Берингов пролив и в Ледовитом океане будет двигаться на запад, летом зайдет в Архангельск и затем вернется обратно на Дальний Восток. Его задача – обследовать все гидрологические разрезы и возобновить работу на всех мониторинговых станциях, то есть в определенных местах по трассе Севморпути нужно взять пробы, чего многие годы не делалось.

– Какие задачи стоят перед учеными?

— Необходимо провести масштабные работы по мониторингу окружающей среды, биологических ресурсов, по метрологии. К этим работам кроме нашего управления привлекаются ученые Архангельского научного центра УРО РАН, Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова, Мурманского морского биологического института. Руководит процессом Институт Арктики и Антарктики. Основная цель всей экспедиции – восстановить мониторинг Арктического сектора. В советские годы работы по наблюдению за ледовыми условиями, изменением гидрологического режима, климата проводились постоянно, поскольку, чтобы работать на трассе Севморпути, нужна полная картина того, что происходит в Арктике. Сейчас руководством страны принято решение возобновить эти работы. Задача крайне сложная.

– Но выполнимая? При соответствующем уровне финансирования…

— Необходима глубокая модернизация всей сети пунктов мониторинга в Арктике, особенно труднодоступных станций. Один из вариантов – автоматизация процессов там, где она возможна. Например, гидрологические наблюдения очень сложно автоматизировать чисто с технической точки зрения. А для проведения метеонаблюдений уже есть технологии, которые позволяют автоматизировать процесс. И такие проекты Росгидромет уже запускает. Надеемся, что вскоре наша сеть пополнится большим количеством автоматических станций наблюдения.

Еще одно направление – обновление обитаемых станций, а это и оборудование, и жилые комплексы, в которых нужно создать максимально комфортные условия для работы и быта. Часть работ по модернизации, кстати, уже выполнена. Дальнейшие мероприятия Росгидромет планирует начать в 2021 году.

– В этой связи возникает вопрос о судьбе легендарного «Михаила Сомова». Кто и когда придет ему на смену?

— Сейчас Росгидромет занимается этим вопросом. Идет работа по выделению финансирования для проектирования нового судна. Но время у нас есть. «Михаил Сомов» прошел регистр, и в ближайшие минимум пять лет он останется в строю. Техническое состояние судна вполне удовлетворительное.

«Михаилу Сомову» присвоен почетный знак «Морское наследие России». Конечно, судно с такой богатой историей и уникальной судьбой заслуживает того, чтобы сохранить его для потомков. Оно займет свое достойное место наряду с такими именитыми судами, как «Красин» и «Ленин».

– Но, возвращаясь в Арктику, что, на ваш взгляд, требует сегодня первоочередных мер и особого внимания?

— В первую очередь такие экспедиции, как «Трансарктика», необходимо проводить регулярно, ежегодно, поскольку мониторинг возможно осуществлять только в режиме комплексной экспедиции. Надеемся, что правительство будет поддерживать эти работы. Силы, мощности и специалисты для выполнения этих задач есть. Ну и второе, как я уже сказал, нужно модернизировать всю нашу наблюдательную сеть. Росгидромет для этого прикладывает все возможные усилия. Понятно, что это непросто, но нельзя сбавлять темпов.

Нам нужно шагать в ногу со временем. Ведь погода формируется не только на территории нашей страны. Соответственно, нам нельзя отставать от уровня оснащенности метеослужб других стран. И понимание этого у руководства страны есть.

– И напоследок вопрос: какая сейчас погода в Арктике?

— Период наших наблюдений в историческом масштабе крайне мал. О том, как складывались погодные условия столетия назад, мы можем только догадываться. Сейчас в краткосрочной перспективе мы фиксируем некоторые изменения: увеличиваются среднегодовые температуры, сокращаются площади ледового покрова, у нас на Севере увеличивается количество осадков. Но, скорее всего, это природный цикл, на который человек оказывает минимальное влияние. И как долго это продлится – точного прогноза вам никто не даст.

В тему

Первый этап экспедиции

Судно: «Академик Трешников». Продолжительность: 70–100 суток.

Научная программа: изучение системы океан – лед – атмосфера и ближнего космоса с использованием буйковых систем, крупномасштабной океанографической съемки с вертолетов, наблюдений со льда и судна, подспутникового мониторинга. В ходе первого этапа будут апробированы технологии эксплуатации и кадровое обеспечение ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», проектирование и строительство которой с 2018 года осуществляется по заказу Росгидромета акционерным обществом «Адмиралтейские верфи». Полученные данные станут фундаментальной основой для российской национальной арктической пространственно-распределенной научной обсерватории.

Второй этап экспедиции

Судно: «Михаил Сомов». Продолжительность: 26 суток. Выход из порта Архангельск 15 мая.

Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акватории Баренцева моря. По маршруту движения судна будут проводиться гидрометеорологические наблюдения, мониторинг ледовой обстановки и животного мира. Основная цель работ – оценка состояния акваторий, морских и прибрежных экосистем арктических морей и получение оперативной информации о состоянии экосистем морской среды.

Третий этап экспедиции

Судно: «Профессор Молчанов». Продолжительность: 18 суток.

В ходе выполнения комплексных экспедиционных исследований экосистем арктических морей и побережий студенты российских университетов получат практические навыки работы в высокоширотной Арктике. Данный этап организован в том числе с целью подготовки исследователей для работы на ледостойкой платформе «Северный полюс» и в учреждениях Росгидромета.

Четвертый этап экспедиции

Судно: «Профессор Мультановский». Начало: июль 2019 года. Продолжительность: 90 суток.

Научная программа: государственный мониторинг природной среды в акваториях от Чукотского до Баренцева моря. Ученые проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России.

По материалам ИД «Двина»

Общество

25 февраля

В Хол­мог­ор­ском райо­не спа­са­те­ли отрабо­тали навы­ки лик­вида­ции последст­вий ДТП

25 февраля

От муни­ципаль­ных образо­ва­ний Поморья ждут заяв­ки на учас­тие в кон­курс­ах в целях раз­ви­тия спор­тив­ной инфраст­рук­туры шаго­вой дос­туп­нос­ти

25 февраля

В Новод­винске отоб­раны кан­дида­ты на пост главы города

25 февраля

ГИБДД: води­тели, ста­рай­тесь пред­видеть выход пеше­хо­дов на про­ез­жую часть!

25 февраля

В Поморье стар­то­вал кон­курс на получе­ние суб­си­дий пред­при­ятия­ми хле­бо­пе­кар­ной про­мыш­лен­нос­ти

25 февраля

Алек­сандр Боль­шу­нов – в чет­верке сильн­ей­ших лыж­ни­ков мира

25 февраля

За год в бан­ковс­кой сис­теме Архан­гель­ской области выяви­ли на треть мень­ше фальшивок

25 февраля

Ноч­ная хок­кей­ная лига: лиде­ры диви­зи­онов оста­ют­ся непо­беди­мыми

25 февраля

В Поморье более 23000 води­те­лей про­вери­ли на трезвость

25 февраля

В област­ном Доме моло­дежи про­хо­дит неде­ля про­фил­ак­тики кибер­бул­лин­га

25 февраля

На Шиесе возоб­новле­ны рабо­ты по рекуль­тива­ции

25 февраля

Реали­за­ция нац­про­ек­та «Куль­тура» стала темой масш­та­бного форума

25 февраля

«Моло­дые уче­ные Поморья»: иссле­до­ва­ния в рам­ках гран­та могут помочь в ана­лизе сос­то­яния рыб­ных популяций

25 февраля

Минис­терство куль­туры РФ и Почта Рос­сии под­дер­жат под­пис­ку на газе­ты и журналы

25 февраля

Школь­ни­ков Поморья приг­лаша­ют на меж­реги­ональ­ный «Урок мужества»

25 февраля

Пен­си­оне­ры, отдыха­ющие за гра­ни­цей, смо­гут воз­местить рас­ходы на про­езд по тер­рито­рии России

25 февраля

«Вод­ник» упро­чил свои пози­ции в квар­тете сильн­ей­ших команд России

25 февраля

Под­пи­сан закон о вклю­че­нии в элект­ро­нную тру­до­вую книж­ку све­де­ний о стаже до 2020 года

24 февраля

Архан­гель­ский театр драмы пред­лага­ет зри­те­лям «Спас­ти камер-юн­кера Пушкина»

Похожие новости

11 июня Общество

Наталья Подоль­ская будет защищать честь Рос­сии на II Европ­ей­ских играх

10 июня Общество

Архан­гель­ские «Бар­сы» и севе­род­винс­кий «Стро­итель» вышли во все­рос­сийс­кий финал

6 июня Общество

Спа­са­те­ли Поморья: на повес­тке – про­вер­ка дет­ских оздо­ро­ви­тель­ных лагерей

5 июня Общество

На ста­ди­оне «Труд» Архан­гель­ска сос­то­ит­ся праз­дник фут­бола «Боль­шие звез­ды све­тят малым – 2019»

30 мая Общество

Архан­гельск гор­дится: вете­ран, уче­ный и крае­вед – о воен­ном времени

24 мая Общество

Леген­дарный капи­тан «Миха­ила Сомо­ва» Вален­тин Род­ченко про­во­дил судно в оче­ред­ную экспе­ди­цию

23 мая Общество

«Наша глав­ная»: стра­ницы книги о Ели­ка­ни­де Его­ров­не Волосевич

20 мая Общество

Луч­ший вра­тарь Рос­сии Роман Чер­ных – в сос­таве «Вод­ника»!

19 мая Общество

При под­дер­жке Мак­сима Анцифе­рова «Джаз» стал победи­те­лем тур­нира болель­щи­ков коман­ды «Водник»

17 мая Общество

Нас­тавн­ик юных «вод­ни­ков» Сер­гей Семяш­кин – в числе луч­ших дет­ских тре­не­ров России

17 мая Общество

Нар­ком, спа­сав­ший ленинг­ра­дцев: в Кот­ласе помнят зна­ме­ни­то­го земляка

17 мая Общество

Лыж­ный спорт Поморья: вмес­те со звез­дами выйти на миро­вой уро­вень и вырас­тить своих чемпионов

16 мая Общество

Долг врача – помощь людям