Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

26 областных законов принято на двадцать девятой сессии областного Собрания

2 ноября 2021 14:27 Законотворчество

Всего же депутаты рассмотрели 44 законопроекта, 38 из них инициированы губернатором области. 26 областных законов приняты во втором чтении, 21 из них внесен главой региона. Шесть областных законов, внесенных губернатором, утверждены сразу в первом и во втором чтениях.

В настоящее время областные законы, принятые на сессии областного Собрания, подписаны главой региона. 18 проектов областных законов (17 из которых внесены губернатором) будут рассмотрены во втором чтении на сессии областного Собрания 1 декабря.

В центре повестки прошедшей сессии – меры социальной поддержки и расширение налоговых льгот, бюджетные вопросы. Большой блок инициатив связан с реализацией федеральных законов, принятых Государственной Думой перед завершением ее полномочий, по широкому кругу вопросов.

Это образование, культура, спорт, охрана здоровья граждан, библиотеки и туризм, охрана окружающей среды, муниципальная служба, финансовый контроль, государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, вопросы правосудия, бесплатная юридическая помощь, местное самоуправление, трудовые отношения, пожарная и радиационная безопасность, приватизация имущества, градостроительная деятельность, лесные отношения, недропользование, инвестиционная деятельность, развитие малого и среднего предпринимательства.

Корректировка механизма администрирования налога на имущество организаций

Такой областной закон принят сразу в двух чтениях. Его цель – учесть изменения в Налоговый кодекс России в части порядка администрирования налога на имущество организаций применительно к объектам, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Законом предусмотрен технический перенос ставок по налогу на имущество организаций, размер которых ниже размеров ставок по налогу на имущество организаций, установленных статьей 380 Налогового кодекса России, из статьи 2 в новую статью 2.1 областного закона «О налоге на имущество организаций». Эти ставки рассматриваются в качестве налоговых льгот. В статье 2 областного закона сохранены только размеры налоговых ставок по налогу на имущество организаций с учетом предельных размеров ставок по налогу на имущество организаций, установленных Налоговым кодексом России (2,2 и 2 процента).

Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области Игорь Андреечев отметил в ходе своего выступления, что концепция областного закона не предусматривает пересмотр размеров ставок по налогу на имущество организаций.

С учетом статьи 378.2 Налогового кодекса России, согласно областному закону, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении жилых помещений независимо от учета таких помещений на балансе организаций в качестве объектов основных средств.

Областным законом исключены законоположения о сроках уплаты налога на имущество организаций. Сейчас это урегулировано федеральным законом.

Изменения текущего областного бюджета, бюджета территориального фонда ОМС

В первом и втором чтениях приняты изменения областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Со слов министра финансов области Елены Усачевой, изменения прежде всего связаны с распределением прогнозируемых дополнительных доходов областного бюджета, экономией по расходам областного бюджета и планируемыми поступлениями от приватизации пакетов акций в 2021 году.

В двух чтениях принят областной закон, предусматривающий корректировку бюджета территориального фонда ОМС на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Как пояснила директор фонда Наталья Ясько, основные изменения обусловлены предоставлением межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджет территориального фонда ОМС области на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в том числе на обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Также в двух чтениях принят областной закон, утвердивший дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Федерации. Елена Усачева отметила, что это позволит реструктуризировать задолженность областного бюджета по бюджетным кредитам из федерального бюджета.

Совершенствуются бюджетный процесс и межбюджетное регулирование

Этому посвящено два областных закона, принятых во втором чтении, и один проект областного закона, принятый в первом чтении.

Первым принятым областным законом перечни главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета и бюджета территориального фонда ОМС области исключаются из состава показателей, утверждаемых соответственно областным законом об областном бюджете и областным законом о бюджете территориального фонда ОМС. В силу федерального закона такие перечни утверждаются правительством области. Расширена компетенция правительства области по определению процедуры предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Вторым областным законом скорректировано наименование сметы расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом ОМС своих функций.

Изменениями, принятыми в первом чтении в целях реализации положений трех федеральных законов, уточнены полномочия правительства области и областного министерства финансов по предоставлению субсидий из областного бюджета юридическим лицам.

При составлении проекта областного бюджета законопроектом предлагается учитывать также документы, определяющие цели национального развития России и направления деятельности органов публичной власти по их достижению.

Министерство финансов области представляет в информационную систему «Электронный бюджет» бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета области и бюджета территориального фонда ОМС.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль

Сразу в двух чтениях принят областной закон, предусматривающий комплексные изменения в части организации деятельности контрольно-счетных органов областного и местного уровня.

Областным законом усовершенствована правовая основа деятельности региональной Контрольно-счетной палаты. Уточнена процедура назначения на должности председателей Контрольно-счетной палаты и муниципальных контрольно-счетных органов. Предусмотрено, что инспекторы Контрольно-счетной палаты области являются областными гражданскими служащими, а инспекторы муниципальных контрольно-счетных органов – муниципальными служащими. Конкретизирована и расширена компетенция областной Контрольно-счетной палаты.

Игорь Андреечев пояснил, что меняется статус муниципальных контрольно-счетных органов. В муниципальных районах и округах, городских округах они наделяются правами юридического лица. Областным законом закреплены собственные полномочия таких органов в части аттестации муниципальных служащих в аппарате этих органов, участия в механизме противодействия коррупции.

Должности председателей, заместителей председателей и аудиторов муниципальных контрольно-счетных органов отнесены к муниципальным должностям. В связи с этим на них распространены действующие гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, а также антикоррупционные требования по соблюдению (исполнению) ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов

Согласно принятым в первом чтении изменениям, корректируются основания проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области.

Как пояснил Игорь Андреечев, поводом для их разработки послужило принятие федерального закона, основной новеллой которого в части оценки регулирующего воздействия является процедура оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах.

Утоняется перечень проектов нормативных правовых актов области, в отношении которых проводится оценка регулирующего воздействия.

Определяется форма проведения оценки применения обязательных требований. Это оценка фактического воздействия нормативных правовых актов области, содержащих обязательные требования. Процедура оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, в том числе оценки их фактического воздействия, определяется указом губернатора области.

Дополнение перечня срочных социальных услуг

Принятым во втором чтении областным законом в сфере социального обслуживания граждан перечень срочных социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в области, с 1 января 2022 года дополняется новой срочной социальной услугой.

Это сопровождение получателей социальных услуг, получающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, при госпитализации в государственные и частные медицинские организации в целях осуществления ухода за ними.

Поощрение многодетных семей

Указанные изменения, подготовленные министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом, поддержаны в первом чтении. Они касаются условий награждения многодетных семей дипломом «Признательность».

Министр труда, занятости и социального развития области Сергей Свиридов пояснил, что это должны быть социально ответственные семьи, имеющие (имевшие) в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, проживающих (проживавших) совместно с родителями.

Родители в таких семьях не должны иметь судимости, подвергаться уголовному преследованию и привлекаться к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса России об административных правонарушениях (неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Со слов Сергея Свиридова, в основу указанных требований положены критерии, которым должна отвечать семья для награждения орденом «Родительская слава».

Механизм установления прожиточного минимума

Изменения в данной сфере приняты в первом чтении. При установлении правительством области величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно учитываются социально-экономические особенности и природно-климатические условия местностей, расположенных в области, в порядке, установленном постановлением правительства области.

Доступная среда

Речь идет о возможности предоставления инвалидам-колясочникам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда или маневренного фонда. Такой областной закон, разработанный правовым департаментом, принят во втором чтении.

Им введена правовая основа для предоставления органами местного самоуправления инвалидам-колясочникам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания инвалида, жилых помещений маневренного фонда и жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, соответствующих требованиям обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов. В настоящее время данный механизм отсутствует.

Указанные жилые помещения предоставляются соответственно по договорам найма жилых помещений маневренного фонда и по договорам безвозмездного пользования на срок до обеспечения инвалидов жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, соответствующими требованиям порядка обеспечения условий доступности жилых помещений для инвалидов. Процедура предоставления этих жилых помещений определяется решениями представительных органов муниципалитетов.

Обеспечение доступа граждан к правосудию

По указанным вопросам приняты два законопроекта в первом чтении и один областной закон во втором чтении.

Первым законопроектом, поддержанным в первом чтении, отдельные территории, расположенные в Маймаксанском округе, исключаются из границ судебного участка №4 Соломбальского судебного района и включаются в границы судебного участка №1 Соломбальского судебного района Архангельска, что позволит обеспечить выравнивание нагрузки мировых судей данных судебных участков.

Вторым законопроектом, поддержанным в первом чтении, определено, что если в судебном районе возложить обязанности временно отсутствующего мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным также в связи с временным отсутствием других мировых судей данного судебного района, то исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью ближайшего судебного района.

Игорь Андреечев пояснил, что до настоящего времени в случае временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей могло быть возложено на мирового судью ближайшего судебного района только при условии, что в судебном районе, в котором временно отсутствует мировой судья, создана одна должность мирового судьи.

Принятым во втором чтении областным законом скорректированы границы судебных участков №1 и 2 Устьянского судебного района. Это связано с объединением в апреле текущего года сельских поселений «Березницкое» и «Строевское» Устьянского района в сельское поселение «Березницкое». Также скорректированы границы судебных участков №1 и 2 Плесецкого судебного района. Это обусловлено созданием с 1 июня 2021 года Плесецкого муниципального округа.

Развитие механизмов предоставления бесплатной юридической помощи

Изменениями, принятыми в первом чтении, областное юридическое бюро наделяется правом направлять в органы всех уровней власти, общественные объединения и иные организации обращения по вопросам, ответы на которые необходимы для оказания гражданам бесплатной квалифицированной юридической помощи. При этом обеспечивается конфиденциальность персональных данных, указываемых в направляемых запросах и поступающих на них ответах.

Вводится механизм предоставления бесплатной юридической помощи через сеть Интернет. В этом случае такая помощь может оказываться посредством электронной почты, системы видео-конференц-связи или официального сайта областного юридического бюро. Выбирают конкретную форму предоставления указанной помощи сами граждане. Они вправе представить все документы, необходимые для бесплатной юридической помощи, в электронной форме.

Урегулирован вопрос представления в областное юридическое бюро документов через организации почтовой связи. Для получения бесплатной юридической помощи граждане представляют по почте заявление, а также копии необходимых документов на бумажном или электронном носителе.

Скорректированы случаи заключения соглашений об оказании бесплатной юридической помощи. Такие соглашения заключаются только в случае представления интересов граждан в судебных (административных) инстанциях и организациях, поскольку именно в них требуется представлять копии письменных соглашений об оказании бесплатной квалифицированной юридической помощи. В настоящее время данные соглашения заключаются во всех случаях оказания бесплатной юридической помощи (за исключением юридической консультации), что нецелесообразно.

Со слов Игоря Андреечева, указанные изменения подготовлены с учетом изменения федерального законодательства в данной сфере и практики оказания бесплатной юридической помощи в области.

Гарантии прав депутатской деятельности на местном уровне

Такой законопроект, подготовленный правовым департаментом, принят в первом чтении. Совершенствуется процедура предоставления депутатам представительных органов муниципалитетов компенсации в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Игорь Андреечев пояснил, что в настоящее время порядок предоставления компенсации устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом общих правил, предусмотренных законом субъекта Федерации. Нередко муниципальными правовыми актами определен фиксированный размер компенсации, выплачиваемый независимо от понесенных депутатом расходов, либо предусмотрена возможность выплаты компенсации без предъявления документов, подтверждающих эти расходы. Такие акты признаются в судебном порядке недействующими.

Согласно законопроекту, представительным органом муниципалитета устанавливаются предельный месячный размер компенсации и конкретные расходы, подлежащие компенсации. Виды расходов депутатов, подлежащих компенсации, должны иметь взаимосвязь с осуществляемыми депутатскими полномочиями. Для получения компенсации депутаты представительных органов в обязательном порядке должны подтвердить понесенные ими расходы.

Границы территорий Виноградовского муниципального округа получили закрепление

Сразу в двух чтениях поддержан областной закон, которым утверждены план и описание границ территорий Виноградовского муниципального округа.

Он подготовлен правовым департаментом совместно с министерством строительства и архитектуры области в связи с созданием с 8 июля 2021 года Виноградовского муниципального округа.

Физкультура и спорт

Такой областной закон принят во втором чтении. Он направлен на реализацию трех федеральных законов, в том числе федерального закона, который призван обеспечить взаимосвязь, преемственность и единое методическое сопровождение программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта. Это призвано обеспечить перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки – соответственно в обучающихся и педагогических работников.

В целях развития федерального закона будут разработаны и утверждены федеральные стандарты спортивной подготовки, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, включая особенности организации и осуществления тренировочной деятельности. Эти законоположения реализуются в областном законодательстве в сфере образования, физической культуры и спорта.

Также областной закон создает условия для получения налогового вычета за занятия физкультурой и спортом. Он наделил областное министерство по делам молодежи и спорту полномочиями по предоставлению в Минспорт России данных о физкультурно-спортивных организациях, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности на территории области. Это позволит предоставлять социальный налоговый вычет за оказанные налогоплательщикам физкультурно-оздоровительные услуги.

Законодательство в сфере образования

В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования поддержаны во втором чтении изменения в данной сфере. Введена правовая основа для создания учебно-методических объединений области для целей участия педагогических работников, научных работников в разработке федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Областным законом скорректирован механизм реализации дополнительных гарантий права граждан на дополнительное образование, в том числе скорректированы процедуры приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусства и дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.

Органы региональной власти и органы местного самоуправления (их подведомственные организации) наделены полномочиями по осуществлению в пределах своей компетенции просветительской деятельности.

Библиотечное дело и туризм

Такой областной закон поддержан во втором чтении. Уполномоченный коллегиальный орган областной центральной библиотеки проводит экспертизу книжных памятников применительно к документам, находящимся в фонде данной библиотеки, а также в собственности граждан и организаций по их заявлениям на договорной основе.

Областным законом предусмотрены комплексные изменения в сфере туризма. Это касается деятельности экскурсоводов-гидов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Правительство области утверждает положение о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги экскурсоводов-гидов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, а также форму нагрудной идентификационной карточки экскурсовода-гида, гида-переводчика.

Министерство культуры области создает аттестационную комиссию для аттестации экскурсоводов-гидов, гидов-переводчиков, выдает аттестаты экскурсовода-гида, гида-переводчика, прекращает действие таких аттестатов, а также организует осуществление регионального государственного контроля (надзора) в данной сфере. Эти изменения вступают в силу с 1 июля 2022 года.

Объекты культурного наследия

Содержащий изменения в указанной сфере проект областного закона поддержан в первом чтении.

С 1 января 2022 года органы региональной власти осуществляют полномочия также в отношении объектов культурного наследия, расположенных в примыкающих к территории области акваториях внутренних морских вод России и территориального моря России. Инспекция по охране объектов культурного наследия области формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных в том числе в указанных акваториях.

С 30 декабря 2021 года инспекция по охране объектов культурного наследия области будет выдавать выписки из реестра объектов культурного наследия, содержащие сведения в бо́льшем объеме, чем ранее. Форма таких выписок и порядок их выдачи определяются Министерством культуры России.

Трудовые отношения

Два законопроекта по этим вопросам, предварительно одобренные областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, поддержаны в первом чтении.

Первым из них предлагается скорректировать компетенцию органов региональной власти в сфере охраны труда, усовершенствовать правовое регулирование в данной сфере.

С учетом изменений в Трудовой кодекс России министерство труда, занятости и социального развития региона разрабатывает и реализует государственные программы области по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы области. Правительство области утверждает такие государственные программы и обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности.

Региональное министерство труда, занятости и социального развития области вместо сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей осуществляет мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей.

Скорректированы цель государственного управления охраной труда в области, назначение координационного совета области по охране труда, а также понятийный аппарат с учетом положений Трудового кодекса России.

Вторым законопроектом в связи с принятием трех федеральных законов предусмотрены комплексные изменения в отдельные областные законы в сфере трудовых отношений.

Правительство области и министерство труда, занятости и социального развития области наделяются широкими полномочиями в сфере содействия занятости населения.

Разработка государственных программ области, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, осуществляется министерством с учетом мнения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Это должно повысить гарантии соблюдения прав безработных граждан на трудоустройство.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Скорректирован перечень социальных выплат безработным гражданам, выплачиваемых в рамках переданного федерального полномочия. Из него исключены стипендия и материальная помощь в период прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости, поскольку это не предусмотрено федеральным законом.

При назначении и предоставлении социальных гарантий в сфере занятости населения используется Единая государственная информационная система социального обслуживания. В указанных целях также может использоваться региональная информационная система при ее соответствии федеральному законодательству.

Развивается процедура направления женщин в период отпуска по уходу за ребенком, а также незанятых пенсионеров на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.

С 1 марта 2022 года законопроектом конкретизируется механизм расчета и установления количества рабочих мест для приема на работу инвалидов:

  • при исчислении квоты для приема на работу инвалидов:

* не учитываются работники филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Федерации, что увеличит количество квотированных рабочих мест для инвалидов в организациях, имеющих филиалы и представительства в иных субъектах Федерации;

* в среднесписочную численность работников организации не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда только по результатам специальной оценки условий труда. В настоящее время отнесение условий труда к вредным и (или) опасным условиям труда осуществляется также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • уточнены случаи, когда квота для приема на работу инвалидов считается выполненной. Для этого работодатель оформляет трудовые отношения с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Такой областной закон принят во втором чтении. В соответствии с ним органы региональной власти и органы местного самоуправления с 1 января 2022 года осуществляют широкий спектр полномочий в сфере увековечения памяти погибших защитников Отечества.

Исполнительные органы региональной власти осуществляют мероприятия по увековечению памяти погибших защитников Отечества (установление памятных дат, проведение поисковой работы, создание мемориальных музеев, принятие решений о захоронении непогребенных останков погибших защитников Отечества и (или) решений о перемещении неизвестных воинских захоронений, формирование поименных списков погибших защитников Отечества, останки которых погребены в воинских захоронениях на территории области, утверждение перечней муниципальных образований области, на территориях которых проходили боевые действия в период Великой Отечественной войны и в связи с этим могут находиться непогребенные останки погибших защитников Отечества).

Комплексные изменения по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Такой законопроект принят в первом чтении. Им вносятся изменения в 43 областных закона и признаются утратившими силу отдельные областные законы в сфере муниципального жилищного контроля. Правки касаются каждого областного закона, где упоминается конкретный вид государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Со слов Игоря Андреечева, поводом для подготовки этих изменений послужила реформа контрольно-надзорной деятельности. Законопроектом для каждого вида контроля (надзора) определяется наименование с отнесением к региональному государственному контролю (надзору) или муниципальному контролю. По отдельным видам контроля (надзора) установлен свой предмет.

Разграничены полномочия между правительством области и региональными контрольными (надзорными) органами по вопросам правового регулирования организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора).

Правительство области утверждает положения об осуществлении различных видов регионального государственного контроля (надзора). Областные контрольные (надзорные) органы осуществляют соответствующие виды регионального государственного контроля (надзора). При этом исключаются полномочия данных органов по осуществлению не предусмотренных федеральными законами видов контроля (надзора).

Муниципальная служба

Во втором чтении принят областной закон, совершенствующий правовое регулирование муниципальной службы. Теперь конкретный размер ежемесячного денежного поощрения муниципального служащего подлежит включению в решения представительных органов, устанавливающих размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат, а также в трудовой договор служащего. Данный размер не подлежит изменению в зависимости от качества исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей и соблюдения служебной дисциплины.

Аналогичный подход к определению размеров и выплате ежемесячного денежного поощрения применен в отношении государственных гражданских служащих области с учетом позиции Верховного Суда России и иных судов общей юрисдикции. Такое поощрение входит в структуру денежного содержания государственного служащего области, является обязательной его частью и выплачивается независимо от качества выполнения должностных обязанностей служащего и иных обстоятельств. Это обеспечит единство оплаты труда государственных и муниципальных служащих.

Охота и сохранение охотничьих ресурсов

Изменения в данной сфере приняты во втором чтении и связаны с процедурой заключения охотхозяйственных соглашений.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса области принимает решения о даче согласия на замену стороны охотхозяйственного соглашения или решения об отказе в даче такого согласия, а также представляет в Министерство природных ресурсов и экологии России информацию для целей ведения реестра недобросовестных лиц.

Пожарная и радиационная безопасность

По указанным вопросам во втором чтении принят областной закон, подготовленный правовым департаментом. Органы региональной власти вправе принимать участие в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территории области, в том числе формировать и обеспечивать функционирование территориальных подсистем единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории России. 

В этом случае они представляют в единую государственную автоматизированную систему мониторинга радиационной обстановки на территории России и ее функциональные подсистемы информацию, полученную по итогам данного мониторинга.

Областным законом исключены положения о возмездном оказании областными учреждениями противопожарной службы работ и услуг в сфере пожарной безопасности. Данный вопрос урегулирован в рамках гражданского законодательства.

В первом чтении поддержаны изменения, направленные на совершенствование правового регулирования вопросов социальной защиты добровольных пожарных, членов их семей, а также граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального масштаба.

Законопроектом вводится императивный характер осуществления выплаты добровольным пожарным денежного вознаграждения по итогам мероприятий, связанных с осуществлением ими обязанностей добровольного пожарного, а также личного страхования добровольных пожарных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Игорь Андреечев пояснил, что положения областного закона в действующей редакции не позволяют однозначно сделать вывод о том, установлены ли в действительности указанные гарантии для добровольных пожарных. В настоящее время эти гарантии закреплены и реализуются в рамках постановлений правительства области.

Правительство области утверждает административный регламент предоставления госуслуги по назначению единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций регионального характера, и финансовой помощи гражданам в связи с утратой имущества первой необходимости в результате таких чрезвычайных ситуаций. Предоставление такой госуслуги органами региональной власти предусмотрено на федеральном уровне.

Лесные отношения

Областным законом, принятым во втором чтении, учтены комплексные изменения в Лесной кодекс России. Министерство природных ресурсов и ЛПК области размещает на своем сайте в сети Интернет проекты по освоению лесов, предусматривающие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию объектов капитального строительства, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, и направляет такие проекты в Министерство природных ресурсов и экологии России; согласовывает проекты лесовосстановления, лесоразведения.

Значительно расширена законопроектом компетенция министерства в рамках процедуры проведения осмотра лесосеки. В рамках такой процедуры предусмотрены предварительный осмотр лесосеки, внесение правок в таксационное описание лесосеки, а также сведений о фактическом состоянии лесосеки в государственный лесной реестр, проведение заключительного осмотра лесосеки и составление акта заключительного осмотра лесосеки.

Сельское хозяйство

Комплексные изменения в данной сфере подготовлены правовым департаментом с учетом принятых семи федеральных законов, поддержаны в первом чтении и касаются:

  • расширения перечня основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства посредством включения в такой перечень поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками (с 1 марта 2022 года) и развития сельского туризма (с 1 января 2022 года);
  • корректировки полномочий органов региональной власти и органов местного самоуправления в сфере сельскохозяйственного страхования, сельского туризма и рыболовства.

Градостроительная деятельность

Законопроектом, принятым в первом чтении, предлагается учесть изменения в Градостроительный кодекс России, а также скорректировать установленный в областном законе перечень случаев, при которых разрешение на строительство не требуется.

Первый блок правок предусматривает уточнение компетенции органов региональной власти в сфере градостроительной деятельности.

Второй блок правок касается регионального перечня случаев, при которых разрешение на строительство не требуется. Согласно ему:

  • исключается ряд случаев, поскольку такие случаи предусмотрены в Градостроительном кодексе России или в постановлении Правительства России от 12 ноября 2020 года № 1816 (к примеру, это временные постройки, возводимые на строительных площадках, временные (в том числе сезонные) сооружения (торговые павильоны, палатки), трубопроводы системы водоснабжения и водоотведения, газопроводы с давлением до 1,2 МПа;
  • корректируются отдельные случаи в целях исключения ситуации, когда такие случаи могут быть предусмотрены на федеральном уровне (например, это строительство (возведение) бань, гаражей, теплиц, парников, погребов, сараев, навесов, беседок, объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно, трубопроводов системы теплоснабжения (тепловых сетей) диаметром не более 250 миллиметров).

Новации в сфере предоставления недр

Принятым в первом чтении законопроектом предусмотрены концептуальные правки в указанной сфере. Они разработаны с учетом федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2022 года.

Первый блок изменений связан с развитием системы управления недропользованием.

Правительство области утверждает порядок прекращения права пользования участками недр местного значения, в том числе досрочного приостановления осуществления права пользования участками недр и ограничения права пользования участками недр. 

Министерство природных ресурсов и ЛПК области совместно с Федеральным агентством по недропользованию подготавливает перечень общераспространенных полезных ископаемых по области, перечень участков недр местного значения. Правительство области совместно с данным Федеральным агентством утверждает такие перечни.

Министерство согласовывает в том числе технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения.

Законопроектом исключены полномочия органов местного самоуправления в сфере недропользования в связи с аналогичными изменениями федерального законодательства.

Второй блок изменений направлен на корректировку процедуры предоставления права пользования участком недр местного значения.

Инвестиции и малый бизнес

Изменения, касающиеся инвестиционной деятельности и развития малого и среднего предпринимательства, поддержаны в первом чтении.

Они связаны с защитой и поощрением капиталовложений, созданием объектов инфраструктуры морского порта, обеспечением информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и признанием утратившим силу областного закона о залоговом фонде области.

Вводится возможность предоставления инвесторам, заключившим соглашения о защите и поощрении капиталовложений, мер государственной поддержки в виде возмещения обусловленных инвестиционными вложениями затрат и (или) предоставления налогового вычета. Инвесторы самостоятельно выбирают форму предоставления меры поддержки. Корректируется процедура проверки соответствия инвестора нормативным требованиям для предоставления ему таких мер государственной поддержки.

Совершенствуются полномочия правительства области и областного министерства экономического развития, промышленности и науки в сфере защиты и поощрения капиталовложений, создания объектов инфраструктуры морского порта.

Областное министерство экономического развития, промышленности и науки направляет в акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» сведения об организациях, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов МСП и функционирующих на территории области. Это необходимо для ведения единого реестра организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Предлагается признать утратившим силу областной закон о залоговом фонде. Игорь Андреечев объяснил это тем, что с момента принятия данного закона его положения фактически ни разу не применялись.

«Правительственный час»

В рамках «правительственного часа» исполняющий обязанности министра связи и информационных технологий области Виктор Шамов представил информацию об участии в реализации мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации сетей связи и сооружений на территориях муниципалитетов области.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Общество

21 января

Досу­деб­ное обжало­ва­ние – новая про­цеду­ра в госу­дарст­вен­ном контроле

21 января

Кон­ный клуб при под­дер­жке гран­та губер­нато­ра про­дол­жа­ет про­грамму по иппоте­ра­пии

21 января

В Поморье стар­то­вал госу­дарст­вен­ный мони­торинг охот­ничьих ресурсов

21 января

Минаг­роп­ром­торг: еди­ная информа­ци­он­ная сис­тема спо­собству­ет сни­же­нию числа нару­ше­ний в сфере торговли

21 января

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­ласи­ли на онлайн-прог­рамму ко Дню студента

21 января

К 100-ле­тию Кот­ласско­го райо­на выпус­тят книгу

21 января

Стар­това­ла дек­лара­ци­он­ная кам­па­ния по нало­гу на иму­щес­тво органи­за­ций за 2021 год

21 января

Куда посту­пят 120 книг веду­щих рос­сийск­их издательств – опреде­ля­ют жите­ли Поморья

21 января

Архан­гельск при­нима­ет сильн­ей­ших моло­дых тен­нис­ис­тов страны

21 января

ГИБДД: в слож­ных мете­оус­лов­иях особо опас­ными для води­те­лей ста­нов­ят­ся доро­ги вне насе­лен­ных пунктов

21 января

В Архан­гель­ской области про­дол­жа­ет­ся воз­мездный прием у насе­ле­ния неза­кон­но хра­нящ­их­ся ору­жия и боеп­рипа­сов

21 января

В новом скейт-пар­ке Архан­гель­ска про­шли пер­вые сорев­нова­ния

20 января

Минаг­роп­ром­торг регио­на информи­ру­ет о новых пра­ви­лах мар­кир­ов­ки молоч­ной продукции

20 января

Север­ный хор начи­на­ет гас­троль­ный тур по Поморью

20 января

Биб­ли­оте­ки Поморья предс­та­вят на кон­курс упол­номо­чен­ного по пра­вам чело­века луч­шие про­ек­ты в сфере пра­во­во­го про­свеще­ния

20 января

ГИБДД информи­ру­ет о дорож­ной обста­нов­ке по области за минув­шие сутки

20 января

На пороге под­гот­ов­ки к 100-ле­тию «Вод­ника»: в сто­лице Поморья рабо­та­ет выставка, посвящ­ен­ная Нико­лаю Парфенову

20 января

Куда пойти учиться? Област­ное роди­тель­ское соб­ра­ние посвяти­ли буду­щему выпуск­ни­ков школ Поморья

20 января

В Архан­гель­ске стро­ят теп­лот­рас­су для под­ключе­ния социаль­ных домов к сетям

Похожие новости

24 декабря Общество

В регио­наль­ном оперш­та­бе разъяс­нили новые измене­ния в указ о про­тиво­эпи­де­ми­чес­ких ограни­чени­ях

23 декабря Общество

Девять областных зако­нов при­нято на заключи­тель­ной в теку­щем году сес­сии областно­го Собрания

22 декабря Общество

Почти два мил­ли­ар­да руб­лей допол­нитель­ных дохо­дов бюд­жета Поморья в 2021 году расп­ре­де­ле­ны по социаль­но зна­чимым нап­равле­ни­ям

22 декабря Общество

В январе – сен­тябре 2021 года бюд­жет Архан­гель­ской области оста­вал­ся социаль­но ориен­тиро­ван­ным

22 декабря Общество

В Архан­гель­ской области при­нят закон о бюд­жете на 2022 год и на пла­новый пери­од 2023 и 2024 годов

20 декабря Общество

ФНС: в новом году всту­па­ют в силу измене­ния в поря­док нало­го­об­ложе­ния земель­ных участков

16 декабря Общество

В рам­ках фору­ма «Кон­соли­да­ция» сос­то­ялось общест­вен­ное обсужде­ние на пло­щад­ке «Вак­цина­ция – шанс сох­ранить жизнь»

14 декабря Общество

В Поморье уни­фи­ци­ро­ваны пра­вила въез­да на Солов­ки и посеще­ния общест­вен­ных органи­за­ций

14 декабря Общество

В Поморье про­шла Неде­ля пра­во­вой помощи

2 декабря Общество

26 областных зако­нов при­нято на трид­ца­той сес­сии областно­го Собрания

2 декабря Общество

Архан­гель­ская область нарас­тит груп­пир­ов­ку сил и средств для борь­бы с лес­ными пожарами

2 декабря Общество

Новый сос­тав избира­тель­ной комис­сии Архан­гель­ской области полностью сфор­миро­ван

1 декабря Общество

Законо­да­те­ли Поморья утверди­ли семе­рых чле­нов облиз­бир­кома с пра­вом решаю­щего голоса