Δ
Сетевое изданиеDVINANEWS

Муниципалитеты будут разделены на группы в зависимости от долговой устойчивости

13 ноября 2019 15:20 Законотворчество Бюджет Районы

Такие изменения внесены сегодня в областной закон о бюджетном процессе. Они утверждены в первом и втором чтениях на сессии областного Собрания.

Областной закон подготовлен правовым департаментом администрации губернатора и правительства области и внесен губернатором. 

Изменения в областном бюджетном процессе обусловлены существенными изменениями в Бюджетный кодекс России. Они внесены Федеральным законом от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ. Федеральный закон предусматривает комплексные изменения в сферах государственных заимствований, управления государственным долгом, предоставления государственных гарантий, эмиссии и обращения региональных ценных бумаг. 

К числу основных нововведений относятся:

  • единый подход к классификации государственного долга, который будет подразделяться для всех публично-правовых образований на внешний и внутренний долг исходя из валюты долговых обязательств;
  • классификация муниципальных образований (так же, как и субъектов РФ) по группам риска – заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости;
  • единые подходы и условия оказания гарантийной поддержки – предоставления государственных гарантий – при условии их надлежащего обеспечения (поручительство, залог имущества, банковская гарантия); 
  • порядок эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ. 

Три группы долговой устойчивости муниципалитетов

В рамках реализации областного закона должна быть проведена работа по разделению всех муниципальных образований на три типа: с высокой долговой устойчивостью, средней и низкой. 

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, к первому типу будут отнесены муниципалитеты, которые соответствуют сразу трем критериям.

Во-первых, объем долга должен составлять менее 50% от общего объема доходов. При этом предельное соотношение для высокодотационных объектов составляет 25%. 

Во-вторых, годовой платеж по погашению и обслуживанию долга в муниципалитетах с высокой долговой устойчивостью не должен превышать 13% от всех доходов и дотаций местного бюджета. А на обслуживание долга муниципальное образование должно направлять не более 5% от расходов. 

Проблемными будут считаться муниципальные образования с низкой долговой устойчивостью. Это те публичные образования, объем долга которых составляет 85% и больше от всего объема доходов. Также в число «должников» попадут муниципалитеты, которые тратят на обслуживание своего долга более 18% от доходов и дотаций. Еще один критерий, по которому муниципальное образование может оказаться в списке с низкой долговой устойчивостью, – это доля обслуживания долга, превышающая 8% от расходов.

Муниципальные образования, чьи показатели будут промежуточными между высокой и низкой долговой устойчивостью, будут считаться образованиями со средней долговой устойчивостью.

Эти новации, как пояснил Игорь Андреечев, нужны, чтобы согласовывать разные степени и условия займов и выплат с разными муниципалитетами. Муниципальные образования с высокой долговой устойчивостью смогут не согласовывать программу займов и гарантий, в то время как для «средних» и ниже это будет обязательно.

Для выравнивания долговой устойчивости муниципалитетам с низкими показателями будут предоставляться льготные бюджетные кредиты. Они помогут рефинансировать долг. График и план восстановления платежеспособности муниципалитет обязан согласовывать с областным министерством финансов.

Порядок оценки долговой устойчивости муниципальных образований будет установлен правительством области. 

Министерство финансов проводит такую оценку и формирует перечни муниципальных образований, отнесенных к соответствующим группам заемщиков.

Учитывая, что для многих муниципальных образований с низким и средним уровнем долговой устойчивости вновь вводимые ограничения, связанные с предельными значениями по обслуживанию и погашению долга, а также осуществлением муниципальных заимствований в действующих условиях являются трудновыполнимыми, предусматривается отсрочка вступления в силу указанных изменений до 1 января 2021 года.

Новые подходы к управлению госдолгом 

Областной закон предусматривает ряд мер, направленных на повышение эффективности реализации государственной долговой политики. 

Правительство области наделено полномочием устанавливать основные направления государственной долговой политики Архангельской области на очередной финансовый год и плановый период. Областное министерство финансов осуществляет управление государственным долгом области, государственные внутренние и внешние заимствования в соответствии с утверждённым областным бюджетом.

Требования к предоставлению госгарантий ужесточились

Федеральным законом уточняются правила предоставления региональных государственных гарантий. 

В целях минимизации рисков наступления гарантийных случаев и защиты интересов публичного образования устанавливаются единые требования к порядку и условиям оказания гарантийной поддержки, а также требования к программам региональных гарантий. Введены новые правила обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по региональной государственной гарантии.

Определен закрытый перечень способов такого обеспечения – банковская гарантия, поручительство, государственные гарантии и залог имущества. Предусмотрена возможность замены способа обеспечения в случае недостаточности первоначального обеспечения для исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии.

В рамках исполнения данных требований правительству области необходимо будет установить:

1. Правила осуществления областным министерством финансов:

  • анализа финансового состояния принципала;
  • проверки достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении областной гарантии;
  • мониторинга финансового состояния принципала;
  • контроля за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления областной гарантии;

2. Порядок определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств в зависимости от степени удовлетворенности финансового состояния принципала;

3. Срок предоставления принципалом обеспечения исполнения своих обязательств по удовлетворению регрессного требования области, возникшего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части областной гарантии;

4. Срок, в течение которого осуществляется замена обеспечения (полная или частичная) либо предоставляется дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствии с установленными требованиями;

5. Правила оценки финансовым органом надежности банковской гарантии, поручительства.

Также корректируется перечень документов, представляемых для предоставления областных государственных гарантий.

Областное министерство финансов ведет учет выданных областных государственных гарантий, увеличения и сокращения государственного долга области по ним.

Областные ценные бумаги

В целях консолидации бюджетного законодательства Бюджетный кодекс России дополняется новой главой «Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг», положения которой перенесены из федерального закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Данные положения Бюджетного кодекса России также реализованы в областном законе. Это вопросы разработки и утверждения генеральных условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, установления предельных объемов размещения областных ценных бумаг по номинальной стоимости в соответствии с верхними пределами государственного внутреннего и внешнего долга, осуществление эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, опубликование данных об объеме долга заемщика по государственным ценным бумагам.

Как пояснил Игорь Андреечев, принятые сегодня изменения в областной закон о бюджетном процессе также призваны стимулировать муниципальные образования к внесению схожих изменений в муниципальные правовые акты. Необходимые рекомендации по таким изменениям уже направлены в муниципалитеты области.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Общество

22 сентября

В Архан­гель­ске сос­то­ит­ся откры­тие мемо­риаль­ной доски Б. К. Туровнику

22 сентября

В Пет­ровс­ком парке откро­ет­ся «Мас­теро­вой дворик»

22 сентября

Изменить стра­хов­щика для управле­ния пен­си­он­ными накоп­лени­ями можно до 1 декабря

22 сентября

Заседа­ния пра­витель­ства Архан­гель­ской области – в режиме онлайн

21 сентября

В Архан­гель­ской области риски зараже­ния мед­персо­нала COVID-19 све­дены к минимуму

21 сентября

В Архан­гель­ске пяте­ро росг­ва­рдей­цев сдали экза­мен на право ноше­ния кра­по­во­го берета

21 сентября

Ярмарка вакан­сий «Приг­лаша­ем в корабелы»

21 сентября

ГИБДД при­зыва­ет участ­ни­ков дорож­ного дви­же­ния быть вни­матель­нее на дорогах

21 сентября

Фото­выс­тавка «Я родом из дерев­ни…» по моти­вам про­из­веде­ний Федо­ра Абрамо­ва откры­лась в Каргополе

21 сентября

Архан­гель­ская область при­няла учас­тие во все­рос­сийск­ом фес­тива­ле «Архит­ек­тур­ное нас­ле­дие – 2020»

21 сентября

В Меж­дуна­род­ный день мира архан­гель­ская моло­дежь выпус­тила в небо белых голубей

21 сентября

Школа самоп­рез­ен­та­ции для мас­те­ров и худож­ни­ков про­хо­дит Архан­гель­ской области

21 сентября

«Север­ная Дви­на» одер­жала победу над «Газ­пром-Юг­ра-Д»

21 сентября

Муни­ципа­ли­те­ты Поморья приг­лаша­ют при­со­еди­ниться к все­рос­сийско­му про­ек­ту по про­движе­нию ЗОЖ

21 сентября

Алек­сандр Ярем­чук стал победи­те­лем Мос­ковско­го марафона

21 сентября

Стань турис­том у себя дома: акция ко Все­мир­ному Дню туризма

21 сентября

Все­рос­сийс­кая пере­пись насе­ле­ния – на отдал­ен­ных и труд­нод­ос­тупных тер­рито­ри­ях

21 сентября

В Архан­гель­ске и Севе­род­винске появит­ся сис­тема мони­тор­ин­га дво­ровых тер­рито­рий

21 сентября

Об осно­вах поморс­ко­го гос­тепри­имства рас­ска­жут веду­щие шеф-пова­ра региона

Похожие новости

11 декабря Общество

Бюд­жет-2020: рас­смо­трен и принят!

11 декабря Общество

Бюд­жет-2019: допол­нитель­ные сред­ства нап­равле­ны в сферу здра­во­ох­ране­ния и на сба­лан­сиро­ван­ность мес­тных бюджетов

25 ноября Губернатор

Теку­щий бюд­жет Поморья может быть уве­ли­чен более чем на один мил­ли­ард рублей

20 ноября Общество

Стро­итель­ство ФОК в Архан­гель­ске: нужны реаль­ные действия!

18 ноября Общество

РЦСП «Вод­ник» и спор­тивно-адап­тив­ная школа стали активны­ми участ­ни­ками Неде­ли сбе­ре­же­ний

15 ноября Общество

Мони­торинг качес­тва финан­сово­го менедж­ме­нта – новая про­цеду­ра в орга­нах исполни­тель­ной власти

14 ноября Общество

Школа олим­пийско­го резер­ва «Поморье» стала участ­ни­цей Все­рос­сийс­кой неде­ли сбе­ре­же­ний

13 ноября Общество

Муни­ципа­ли­те­ты будут раз­деле­ны на груп­пы в зависи­мос­ти от дол­го­вой уст­ойчи­вос­ти

8 ноября Общество

Бюд­жет–2020: объем рас­хо­дов впер­вые пере­шаг­нул 100-мил­ли­ар­дный рубеж

5 ноября Общество

Жите­лей Архан­гель­ской области приг­лаша­ют при­нять учас­тие в пуб­личных слу­шани­ях по про­ек­ту областно­го бюджета

28 октября Общество

Более 700 мил­ли­онов руб­лей пла­ниру­ют выделить на спорт и физ­куль­туру Поморья в 2020 году

23 октября Общество

Архан­гель­ская область и НАО сох­рани­ли дейс­тву­ющие усло­вия дого­вора о взаи­мод­ейс­твии при осу­ществле­нии полномо­чий

22 октября Образование

Бюд­жет–2020: почти на два мил­ли­ар­да руб­лей пла­ниру­ет­ся уве­личить финан­сиро­ва­ние сферы образо­ва­ния Поморья