Мощности Архангельского морского торгового порта уже в ближайшее время могут быть задействованы для доставки грузов из Белоруссии в регионы России и другие страны, в том числе по Северному морскому пути.
Перспективы развития поставок белорусской продукции через столицу Поморья губернатор Архангельской области Александр Цыбульский обсудил с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Российской Федерации Дмитрием Крутым во время визита в Архангельский морской торговый порт.
Архангельский морской торговый порт является крупным транспортным комплексом, который развивается как многопрофильный порт для перегрузки генеральных грузов, контейнеров, пиломатериалов, металлоконструкций, удобрений, тяжеловесного оборудования и насыпных грузов, в том числе навалочных.
Территориально Архангельский морской торговый порт состоит из двух удаленных друг от друга терминалов – «Экономия» и «Бакарица», – через которые осуществляются экспортные, импортные и каботажные грузоперевозки, а также ведется переработка грузов, не связанных с морским грузооборотом.
В состав терминала «Экономия», который посетили Александр Цыбульский и Дмитрий Крутой, входят семь причалов общей протяженностью 1162 м. Они позволяют обслуживать все типы сухогрузных судов с осадкой до 9,2 метра и длиной до 190 м. Общая площадь крытых складов района составляет 29,4 тысячи м², площадь открытых складских площадок – 237,9 тысячи м², в том числе с площадью контейнерного терминала – 89,9 тысячи м².
– Грузооборот порта в прошлом году составил 500 тысяч тонн, а в целом наши мощности позволяют обрабатывать до 1,5 миллиона тонн грузов, – рассказал генеральный директор Архангельского морского торгового порта Цецен Горяев. – В ближайшие два – три года ожидаем вновь увеличения грузопотока в связи с планируемым началом реализации различных инвестиционных проектов. Для того чтобы наша работа могла быть максимально эффективной и велась с применением современных технологий, активно занимаемся реконструкцией: за последние три года отремонтировали достаточно много грузовых площадок и закупили парк техники.
Важным аспектом деятельности порта стало внедрение системы «Цифровой порт», обеспечивающей наступление качественно нового технологического уклада. Благодаря внедрению цифровой системы стали возможны получение детальных данных и их обработка в режиме реального времени, что позволяет оперативно управлять потоками грузов в порту и повысить качество сервиса. В дальнейшем цифровая система порта может быть интегрирована с другими подобными системами.
– На сегодняшний день все операции осуществляются в этой программе. У наших заказчиков есть личный кабинет, через который они могут подать заявку на пропуск, на вывоз груза, на формирование грузового списка или на упаковку груза. В этом году хотим начать предоставлять финансовые документы через личный кабинет – по сути, это уже известный режим одного окна, который позволяет клиентам получать все необходимые данные, – пояснил Цецен Горяев.
С учетом действующих и планируемых терминальных мощностей отправка грузов предприятиями-экспортерами Республики Беларусь через Архангельский морской порт может стать перспективным направлением совместной деятельности.
– С учётом имеющихся глубин и флота мы планируем использовать возможности порта для перевозки отдельных целевых грузов: пиломатериалов и металлопродукции, – сказал Дмитрий Крутой. – В этом заинтересованы два наших крупных оператора: компания «Беллесэкспорт» и Белорусский металлургический завод, которые в условиях санкций переориентируют свои потоки с Западной Европы в том числе на российский рынок. Они могли бы рассчитать логистику через Архангельский морской торговый порт с учетом его более удобного географического положения даже в сравнении с Мурманском.
Вместе с тем белорусская сторона готова инвестировать и в развитие портовых мощностей. Александр Цыбульский и Дмитрий Крутой также обсудили возможности реализации проекта по строительству специализированного терминала для перевалки белорусских грузов, в частности минеральных удобрений. Этот проект может быть реализован в рамках комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, который также предусматривает строительство глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря с максимально допустимой осадкой 14,5 метра и круглогодичной навигацией.
При этом глава региона отметил, что белорусские компании, заинтересованные в строительстве такого контейнерного терминала, смогут получить преференции.
– Архангельская область является арктическим регионом, поэтому, как вы знаете, у нас действует преференциальный режим Арктической зоны Российской Федерации. Инвестор, который приходит и реализует крупные инфраструктурные проекты, может получить статус резидента, который дает налоговые льготы и упрощает административные процедуры. Кроме того, если говорить о проектах по строительству портовой инфраструктуры, здесь ещё можно применить режим свободной таможенной зоны, что тоже крайне важно при экспортно-импортных операциях. Это всё в совокупности создает одни из самых выгодных условий не только в Архангельской области, но и в целом в Арктической зоне Российской Федерации, – подчеркнул Александр Цыбульский.
В последние годы порт также предоставляет заказчикам услуги по доставке грузов в районы Крайнего Севера, а именно – в Норильский промышленный район. Такая возможность завоза товаров по акватории Северного морского пути вызывает предметный интерес у белорусских компаний, желающих поставлять свою продукцию в рамках северного завоза.
– Нам, конечно, хочется, чтобы белорусские товары, в том числе продукты питания и строительные материалы, в рамках северного завоза доставлялись на отдалённые территории Крайнего Севера. Учитывая, что Архангельский морской торговый порт развивает компетенции экспедирования сборных грузов, мы готовы к сотрудничеству в этом направлении, – отметил Дмитрий Крутой.
Кроме того, сторонами достигнута договоренность о том, что Александр Цыбульский представит возможности Архангельского морского торгового порта президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко во время рабочей поездки в Минск.