Заместитель председателя правительства Архангельской области Иван Дементьев провел заседание региональной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Главным вопросом повестки дня стала подростковая травля в образовательной среде.
Участие в совещании приняли представители областной и муниципальной власти, правоохранительных органов, надзорных ведомств, профильных социальных учреждений. Поводом для встречи стали недавние резонансные случаи в архангельских школах №11 и 33, где имели место факты подобной травли одних учащихся другими.
Как напомнил Иван Дементьев, по обоим эпизодам были приняты меры соответствующего реагирования, однако ситуация по буллингу в целом заслуживает более тщательного рассмотрения с целью выработки решения данной проблемы.
По словам начальника регионального ресурсного центра по воспитанию и профилактике деструктивного поведения детей и молодежи в Архангельской области Дворца детского и юношеского творчества Татьяны Ипатовой, сложным моментом остается выработка единой методики, направленной на раннее выявление буллинга.
– По итогам проведенного анализа нас заинтересовал подход одного из российских регионов, где разработана комплексная модель противодействия школьному буллингу. Это достаточно системный подход, включающий в себя чек-листы по оценке уровня безопасности образовательной среды. В настоящее время с руководителями данного проекта обсуждаются форматы обмена опытом, – рассказала Татьяна Ипатова.
Директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» Татьяна Соколова напомнила, что для раннего выявления травли в классе применяется опыт школьных служб примирения.
– В арсенале психологов имеется разнообразный диагностический инструментарий, позволяющий выявить начавшийся или продолжающийся буллинг, – отметила Татьяна Соколова. – Таких методик много, и каждая может найти практическое применение. При выявлении фактов травли эффективность реагирования зависит от последовательности действий классного руководителя, педагогического коллектива, руководителя образовательной организации – всех, кто заинтересован в создании безопасной образовательной среды в конкретном учреждении.
Зампред регионального правительства Иван Дементьев акцентировал внимание на том, что для предотвращения буллинга в школах важна активная профилактическая деятельность. Прежде всего – в выстраивании доверительного диалога с учащимися.
– Все присутствующие понимают, что положение дел требует серьезного подхода, чтобы случаев, аналогичных произошедшим в Архангельске, у нас было как можно меньше. Здесь необходимо плотное взаимодействие всех – и педагогов, и школьных психологов, и полицейских, и прокуратуры, и родителей. Если что-то подобное выявляется, надо это пресекать на корню. Многое зависит от того, как выстроен диалог работников школы с детьми: если коммуникация выстроена грамотно, то есть возможность погасить конфликт среди подростков на начальной стадии, еще до того, как он перейдет в более серьезную стадию. Большая роль должна уделяться профилактической работе – как со стороны педагогических кадров, так и со стороны органов власти и надзорных ведомств, – подчеркнул Иван Дементьев.
Члены комиссии утвердили ряд рекомендаций по противодействию буллингу, адресованных муниципалитетам, учреждениям социальной направленности и полиции.