Пресс-центр Правительства Архангельской области

11 областных законов принято на майской сессии областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 23 законопроекта. 16 проектов областных законов инициированы губернатором и правительством области, три проекта – прокуратурой области, один – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым, один – областной избирательной комиссией, два проекта областных законов – администрациями Архангельска и Приморского района.

11 областных законов приняты во втором чтении, семь из них внесены губернатором и правительством области (пять приняты сразу в двух чтениях). Принятые законы в ближайшее время поступят для подписания губернатору области.

12 проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на очередной сессии 28 июня, девять из этих законопроектов внесены губернатором области.

Перераспределение градостроительных полномочий

Речь идет о продлении перераспределения отдельных градостроительных полномочий между органами местного самоуправления и органами региональной власти.

По инициативе губернатора области такой проект областного закона принят в первом чтении. Он разработан правовым департаментом администрации губернатора и правительства области совместно областным министерством строительства и архитектуры.

Законопроектом предлагается с 1 января 2024 года продлить перераспределение отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами региональной власти на 10 лет (до 31 декабря 2023 года включительно), а также предусмотреть такое перераспределение и для городского округа «Мирный». Это полномочия по вопросам подготовки, согласования и утверждения генеральных планов, схем территориального планирования, правил землепользования и застройки муниципальных образований (изменений в утвержденные данные документы).

Со слов заместителя председателя правительства области Дмитрия Рожина, данное перераспределение между органами местного самоуправления и органами региональной власти показало свою эффективность и результативность. В течение 2019–2023 годов созданы необходимые правовые и организационные механизмы эффективного осуществления перераспределенных полномочий в сфере градостроительной деятельности и, соответственно, единая система документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования муниципалитетов, что обосновывает необходимость сохранения перераспределения полномочий в сфере градостроительной деятельности на региональном уровне.

Согласно законопроекту, по-прежнему все перераспределенные полномочия в сфере градостроительной деятельности будет осуществлять министерство строительства и архитектуры области, а детальный порядок осуществления всех перераспределенных полномочий в данной сфере будет определяться постановлением правительства области.

Изменения в бюджет территориального фонда ОМС области

Такие изменения внесены правительством области и приняты сразу в двух чтениях.

Как пояснила директор территориального фонда обязательного медицинского страхования области Наталья Ясько, подготовка этих изменений обусловлена:

• необходимостью учета в качестве источников внутреннего финансирования дефицита бюджета территориального фонда остатков средств бюджета территориального фонда, образовавшихся по состоянию на 1 января 2023 года в результате неполного использования в 2022 году бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходов территориального фонда;

• распределением иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала;

• распределением иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения;

• дополнением и уточнением видов доходов, поступающих в бюджет территориального фонда.

Меры поддержки при газификации распространены на всех участников СВО

Областной закон о мерах поддержки по газификации объектов индивидуального жилищного строительства и домов блокированной застройки для всех участников специальной военной операции принят в первом и во втором чтениях. Документ разработан по поручению губернатора области министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом.

Право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на газификацию расположенных на территории области объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки предоставлено одному из членов семьи:

• военнослужащего, сотрудника некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудника органов внутренних дел России, принимающих участие в специальной военной операции;

• сотрудника уголовно-исполнительной системы России, выполняющего возложенные на него задачи в период проведения специальной военной операции;

• лица, заключившего контракт о пребывании в добровольческом формировании для участия в специальной военной операции.

Исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития области Владимир Торопов сообщил, что в настоящее время право на эту меру поддержки из числа участников СВО имеют только граждане, проживающие на территории области и призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы России. Реализация областного закона обеспечит равный доступ членов семей всех участников специальной военной операции к получению указанной меры поддержки.

Бесплатная юридическая помощь для участников СВО и членов их семей

Бесплатная юридическая помощь по вопросам предоставления мер поддержки будет предоставлена всем участникам специальной военной операции и членам их семей. Такие изменения, разработанные правовым департаментом, приняты в первом чтении.

Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев пояснил, что военнослужащие, граждане, призванные на военную службу по мобилизации, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, являющиеся участниками специальной военной операции, а также члены их семей включены в перечень лиц, имеющих в соответствии с областным законом «О бесплатной юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении в Архангельской области» право на бесплатную юридическую помощь по вопросам предоставления мер социальной поддержки.

Совершенствуется механизм осуществления выплаты регионального материнского капитала

Изменения в этой сфере, подготовленные областным министерством труда, занятости и социального развития совместно с правовым департаментом, поддержаны в первом чтении.

Право на выплату регионального материнского капитала возникает у многодетной семьи уже со дня:

• рождения третьего ребенка и каждого из последующих детей, в связи с рождением которого возникает право на выплату данного капитала;

• принятия третьего ребенка и каждого из последующих детей на воспитание в семью, в связи с принятием на воспитание в семью которого возникает право на выплату данного капитала.

Сейчас в соответствии с областным законом право на выплату регионального материнского капитала возникает у многодетной семьи не ранее чем по истечении:

• двух месяцев со дня рождения третьего ребенка и каждого из последующих детей, в связи с рождением которого возникает право на выплату данного капитала;

• одного года со дня принятия на воспитание в семью третьего ребенка и каждого из последующих детей, в связи с принятием на воспитание в семью которого возникает право на выплату данного капитала.

Законопроектом предусмотрена выплата регионального материнского капитала не ранее чем по истечении:

• двух месяцев со дня рождения третьего ребенка и каждого из последующих детей, в связи с рождением которого возникает право на выплату данного капитала;

• одного года со дня принятия на воспитание в семью третьего ребенка и каждого из последующих детей, в связи с принятием на воспитание в семью которого возникает право на выплату данного капитала.

В целях обеспечения большей правовой определенности процедуры выплаты семьям регионального материнского капитала законопроектом предлагается сохранить за ними право на данный капитал в случае, если в течение периодов, по завершении которых осуществляется указанная выплата, в многодетной семье один ребенок или несколько детей достигают 18 лет или один ребенок или несколько детей умирают (пропадают без вести), в силу чего многодетная семья перестает быть многодетной. Со слов Владимира Торопова аналогичный подход применяется при предоставлении многодетным семьям в собственность бесплатно земельных участков и денежной выплаты взамен таких земельных участков.

Развивается областное законодательство в сфере опеки и попечительства

Областной закон в данной сфере принят сразу в двух чтениях. Он подготовлен министерством образования области совместно с правовым департаментом в целях обеспечения единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства, осуществляющих полномочия в отношении несовершеннолетних.

В настоящее время уполномоченными исполнительными органами власти области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству являются министерство образования области (в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и министерство труда, занятости и социального развития области (в отношении недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, над которыми установлен патронаж).

По состоянию на 1 марта 2023 года на территории области функционируют 25 организаций для детей-сирот и 22 детских дома, находящиеся в ведении министерства образования области, 2 дома ребенка, находящиеся в ведении министерства здравоохранения области, и 1 дом-интернат для детей-инвалидов, находящийся в ведении министерства труда, занятости и социального развития области.

Правоприменительная практика в указанной сфере показала, что нахождение организаций для детей-сирот, а также органов опеки и попечительства в ведомственной подчиненности у разных исполнительных органов региональной власти приводит к отсутствию единства подходов к организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, а также ее финансированию. В связи с этим 3 марта 2020 года заместителем Председателя Правительства России Татьяной Голиковой заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и органам региональной власти дано поручение №ТГ-П8-1607 утвердить план мероприятий по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в субъектах Федерации.

С учетом данного поручения, а также областного плана мероприятий по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в области из ведомственного подчинения министерства образования области в ведомственное подчинение министерства труда, занятости и социального развития области на основании принятого областного закона будут переданы 22 детских дома и 4 штатные единицы гражданских служащих, осуществляющих полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

По мнению Владимира Торопова, принятие областного закона обеспечит эффективную координацию деятельности по защите прав детей исходя из потребностей области, а в перспективе – оптимальную организацию деятельности организаций для детей-сирот на основе единых требований.

Обеспечение гарантий прав ребенка

Принятый в этих целях во втором чтении областной закон обусловлен комплексными изменениями, внесенными в Кодекс административного судопроизводства России, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.

Данными изменениями уполномоченный при губернаторе по правам ребенка наделен полномочиями по участию в рассмотрении административных дел о пребывании несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и центрах временного содержания и по направлению заключений по таким делам; предусмотрена возможность участия комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства в административных делах, связанных с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания; расширена компетенция комиссий по делам несовершеннолетних по вопросам пребывания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Создана правовая основа для наставничества педагогических работников

Во втором чтении принят областной закон, которым введена система наставничества педагогических работников областных и муниципальных образовательных организаций.

В рамках данного областного закона раскрыто понятие «наставничество педагогических работников», региональное министерство образования наделено полномочиями по утверждению положения о системе наставничества педагогических работников в областных и муниципальных образовательных организациях, принятию мер по содействию организации наставничества педагогических работников в областных образовательных организациях, а органы местного самоуправления – полномочиями по содействию организации наставничества педагогических работников в муниципальных образовательных организациях.

Медицинские работники могут приватизировать служебные жилые помещения

Вводится правовая основа для приватизации отдельными категориями медицинских работников областных медицинских организаций служебных жилых помещений.

Указанные изменения подготовлены министерством здравоохранения области совместно с правовым департаментом и приняты в первом чтении. Их разработка обусловлена поручением Президента России, в силу которого в субъектах Федерации необходимо обеспечить медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения и скорой помощи служебными жилыми помещениями с возможностью передачи этих помещений в собственность через 10 лет работы.

Законопроектом определяются условия, при которых медицинские работники получают право на приватизацию служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда области. Порядок принятия решений о приватизации медицинскими работниками служебных жилых помещений утверждается постановлением правительства области.

Со слов министра здравоохранения области Александра Герштанского, в течение 2022 года 44 медицинских работника обеспечены служебными жилыми помещениями за счет вновь приобретенных и высвобождаемых служебных жилых помещений, находящихся на праве оперативного управления у областных медицинских организаций. В рамках реализации областной адресной инвестиционной программы в 2021 и 2022 годах для медицинских работников приобретено 40 служебных жилых помещений. В настоящее время для обеспечения медицинских работников служебными жилыми помещениями на территории области имеется 393 служебных жилых помещения. Из них на праве оперативного управления у медицинских организаций области находятся 165 служебных жилых помещений и 228 служебных жилых помещений предоставлены медицинским работникам органами местного самоуправления.

Приобретение для медицинских работников медицинских организаций новых служебных жилых помещений взамен приватизируемых будет осуществляться в соответствии с областным законом об областном бюджете и соответствующими государственными программами области.

Развитие законодательства в сфере социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания

Такой проект областного закона, разработанный правовым департаментом в целях реализации в областном законе положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года №10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», принят в первом чтении.

Под пробацией понимается совокупность мер поддержки в отношении лиц, отбывших уголовные наказания, в том числе ресоциализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, защита прав и законных интересов этих лиц. Федеральным законом «О пробации в Российской Федерации» определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов региональной власти, учреждений и организаций, осуществляющих пробацию, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

Законопроектом предлагается:

• определить систему субъектов пробации в области (органы региональной власти, областные учреждения службы занятости населения, государственные организации социального обслуживания граждан области и негосударственные организации, участвующие в социальном обслуживании граждан);

• определить полномочия в сфере пробации областного Собрания депутатов, правительства области, заинтересованных исполнительных органов региональной власти, а также комиссии по вопросам пробации при губернаторе области;

• ввести вместо законоположений о центрах социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, законоположения о центрах пробации, которые могут создавать некоммерческие, в том числе религиозные организации и общественные объединения, социально ориентированные некоммерческие организации в целях оказания помощи лицам, отбывшим уголовные наказания. Правила организации деятельности таких центров утверждаются Министерством юстиции России;

• определить источники финансового обеспечения расходов органов региональной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, связанных с реализацией положений законопроекта.

По мнению Игоря Андреечева, принятие законопроекта будет способствовать эффективной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания и проживающих на территории области, в обществе, их трудоустройству и восстановлению их социально полезных связей.

Антикоррупционное законодательство

Речь идет о совершенствовании процедуры проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Подготовленный правовым департаментом проект областного закона в данной сфере принят в первом чтении.

Законопроектом упрощается порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих муниципальные должности, за совершение коррупционных правонарушений (за исключением увольнения в связи с утратой доверия), когда факт наличия правонарушения подтверждается со стороны лица, его допустившего, а само коррупционное правонарушение является несущественным. Взыскания за совершение таких коррупционных правонарушений могут применяться к указанным лицам без проведения проверки на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

На федеральном уровне упрощенный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, к примеру, установлен в отношении федеральных гражданских служащих, муниципальных служащих, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов, военнослужащих.

Игорь Андреечев пояснил, что законопроектом указанный подход унифицируется в отношении:

• депутатов представительных органов муниципальных образований;

• глав муниципальных образований, исполняющих обязанности председателей представительных органов муниципальных образований;

• глав муниципальных образований, возглавляющих местные администрации муниципальных образований.

Отчет о результатах приватизации государственного имущества области за 2022 год

В двух чтениях областным законом утвержден отчет о результатах приватизации государственного имущества области за 2022 год, подготовленный министерством имущественных отношений области.

В рамках своего выступления министр имущественных отношений Александр Сметанин сообщил, что фактически доходы областного бюджета в 2022 году от приватизации государственного имущества области, включенного в прогнозный план приватизации государственного имущества области на 2022–2024 годы, составили 29188,032 тыс. рублей, из них от продажи объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности области, – в размере 29 120,239 тыс. рублей; земельных участков, находящихся в государственной собственности области, – в размере 67,793 тыс. рублей.

Перевозки пассажиров и багажа легковым такси

Изменения по этим вопросам подготовлены правовым департаментом в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2022 года №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» и поддержаны в первом чтении.

Федеральным законом исполнительные органы региональной власти в данной сфере наделены широкими организационно-распорядительными полномочиями. Законопроектом предлагается предусмотренные федеральным законом полномочия в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси разграничить между областным Собранием, правительством области, областным министерством транспорта и подведомственным ему государственным учреждением.

Например, областным Собранием принимаются областные законы в данной сфере и осуществляется контроль за их исполнением.

Правительство области осуществляет нормативное правовое регулирование процедурных вопросов, связанных с предоставлением разрешений перевозчикам на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также права хозяйствующим субъектам на осуществление деятельности в качестве службы заказа легкового такси; ведением регионального реестра перевозчиков легковым такси, регионального реестра легковых такси, регионального реестра служб заказа легкового такси.

Областное министерство транспорта осуществляет следующие полномочия:

• утверждает формы заявлений о предоставлении соответствующих разрешений (прав), о внесении изменений в региональный реестр перевозчиков легковым такси, региональный реестр легковых такси и региональный реестр служб заказа легкового такси;

• устанавливает состав сведений о водителях легковых такси и порядок их направления перевозчиками легковым такси в министерство;

• устанавливает перечень сведений о перевозках легковым такси, в том числе о местоположении легкового такси и водителе легкового такси, подлежащих передаче службой заказа легкового такси в региональную информационную систему легковых такси, порядка и формы их передачи.

Часть полномочий министерства законопроектом предлагается возложить на подведомственное министерству учреждение.

Игорь Андреечев пояснил, что законопроектом предусмотрена возможность оказания органами региональной власти мер поддержки перевозчиков легковым такси, в том числе в целях стимулирования использования в качестве легкового такси электромобилей, легковых автомобилей с двигателями, работающими на газомоторном топливе, а также осуществления перевозок пассажиров из числа инвалидов, многодетных семей и иных социально уязвимых категорий граждан.

Организация туризма на особо охраняемых природных территориях

В первом чтении в данной сфере принят проект областного закона, подготовленный правовым департаментом с учетом изменений федерального законодательства.

Им предлагается с 1 сентября 2023 года наделить:

• губернатора области полномочием по согласованию в порядке, утвержденном Правительством России, направленных Министерством природных ресурсов и экологии России планов рекреационной деятельности национальных парков, расположенных на территории области;

• региональное министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса и органы местного самоуправления полномочиями по организации туризма на особо охраняемых природных территориях соответственно регионального значения и местного значения и утверждению правил организации и осуществления туризма на этих территориях.

Государственная поддержка сельского хозяйства

В первом чтении поддержаны разработанные правовым департаментом изменения, направленные на учет изменений федерального законодательства и совершенствование механизмов поддержки органами региональной власти сельского хозяйства.

В силу законопроекта перечень основных направлений государственной поддержки сельского хозяйства в области дополняется новыми направлениями (развитие оригинального и репродукционного семеноводства, содействие участию сельскохозяйственных товаропроизводителей в сельскохозяйственных выставках и ярмарках, проводимых на территории области), совершенствуется правовая основа поддержки кадрового обеспечения сельского хозяйства в области.

Четырнадцатый муниципальный округ на территории области

Сразу в двух чтениях поддержан областной закон о создании Красноборского муниципального округа, подготовленный правовым департаментом совместно с органами местного самоуправления Красноборского муниципального района.

Документ был представлен на сессии главой преобразуемого муниципального района Евгением Вяткиным.

Инициатива о преобразовании сельских поселений, входящих в состав Красноборского района, путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Красноборского муниципального округа исходила от администрации Красноборского района.

Днем создания нового муниципального округа определен день вступления в силу областного закона. Переходный период указанного преобразования – со дня вступления в силу областного закона до 1 января 2024 года. По окончании данного периода, с 1 января 2024 года, в области в полном объёме начнут работу органы местного самоуправления Красноборского муниципального округа.

«Правительственные часы» и доклады

В рамках «правительственных часов» министр строительства и архитектуры области Владимир Полежаев представил информацию о ходе строительства, реконструкции и финансировании объектов государственной и муниципальной собственности, включенных в областную адресную инвестиционную программу, в 2022 году и в текущем периоде 2023 года, а заместитель председателя правительства области – министр экономического развития, промышленности и науки области Виктор Иконников – информацию о реализации мер по обеспечению устойчивости экономики области.

О результатах своей деятельности за 2022 год отчитались уполномоченный при губернаторе по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев и уполномоченный при губернаторе по правам ребенка Елена Молчанова.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области

Похожие новости
100-летие «Водника»    100-летие Северного хора    Агропром    Активное долголетие    Арктика    Архангельск    Безопасность    Безопасность дорожного движения    Бизнес    Борьба с коррупцией    Борьба с наркотиками    Бюджет    Вельск    Видео    Военный комиссариат    Выборы    Год памяти и славы    Год семьи    Госимущество    Госконтроль    Госуслуги    Госуслуги в электронном виде    ГТО    День Победы    Детский отдых    Дневник правительства    Добровольчество    Доступная среда    Законотворчество    Здоровое Поморье    Импортозамещение    Инвестиции    Инновации    Информация и связь    Кадры    Капремонт жилья    Каргополь    Комфортная городская среда    Комфортное Поморье    Конкурсы    Конституция    Коряжма    Котлас    Культурное Поморье    Ледоход и паводок    Лесные пожары    Леспром    М.В. Ломоносов    Международные связи    Межнациональные и межконфессиональные отношения    Мезень    Модернизация здравоохранения    Молодежь    Награды    Назначения    Наука    Нацпроекты    Недра    НКО    Новодвинск    Образование    Общественное самоуправление    Онега    Оперативные совещания    Официальный комментарий    Плесецк    Президент РФ    Проектное управление    Развитие Поморья    Районы    Расселение аварийного жилья    Северодвинск    События    Соловки    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Строительство    Строительство дорог    Студотряды    Судостроение и судоремонт    Тарифы и цены    Торговля    Транспорт    Труд    Туризм    Устьяны    Финансовая грамотность    Чистая вода    Экология    Энергетика    Юбилей Петра I