В рамках стратегической сессии рассмотрели пути развития в новых экономических условиях.
Как рассказал заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, сегодня многие иностранные компании ушли с российского рынка только формально. Свою долю занимает параллельный импорт, который постепенно замещается отечественными товарами.
– Для российских производителей открываются новые возможности, в том числе в сотрудничестве с крупным сетевым ритейлом, который корректирует ассортимент с учетом товаров местных производителей, – отметила министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова. – Кроме того, для продвижения локальных брендов можно использовать возможности рыночной и ярмарочной торговли. В 2023 году в Архангельской области пройдет 358 выставочно-ярмарочных мероприятий, на которых акцент делается на товарах местных производителей. При этом для них часть торговых мест предоставляется на бесплатной основе.
Еще одна тенденция, которая сегодня востребована и развивается, взаимодействие организаций питания, торговли и сферы услуг. Сегодня в торговых объектах действуют предприятия быстрого питания, развивается формат «магазин в магазине» – когда потребитель в торговой точке может решить несколько задач: купить одежду, перекусить, получить различные услуги.
В Архангельской области взаимодействие сферы торговли и услуг наиболее развито в торговых центрах и крупных розничных сетях, где часто располагаются отделы кулинарии, выпечки, предприятия быстрого питания, вендинговые автоматы по продаже различных товаров. Общепит развит и на заправочных станциях, в автомагазинах.
По мнению экспертов, в связи с изменениями в непродовольственном ассортименте, меняются не только предпочтения покупателей, но и потребительское поведение. Всё чаще перед совершением покупки люди консультируются со специалистами. Кроме того, порядка 30% потребителей в России приобретают товары через интернет.
– В Архангельской области доля интернет-торговли в общем розничном обороте ежегодно растет, — сказала Ирина Бажанова. — Так, в 2021 году она составила 5,2%, в 2022 году — 6,1%. Свои собственные интернет-площадки для реализации товаров созданы и у крупных региональных торговых сетей, и у местных производителей продуктов питания. При этом доверие у покупателей к российским брендам растет, особенно к экологичным и натуральным.
По мнению главы регионального минагропромторга, тренды, отмеченные экспертами в ходе Недели российского ритейла, будут основой для насыщения рынка отечественными товарами.
– В Архангельской области оборот розничной торговли по итогам 2022 года составил 325,9 миллиарда рублей – на 8,1 % больше, чем годом ранее. Таким образом, на фоне структурных изменений рынка развитие отрасли розничной торговли в Поморье продолжается умеренными темпами, и бизнес использует новые возможности для роста, – подытожила Ирина Бажанова.