В рамках Арктического дня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась серия дискуссий «Развиваем Арктику. Инвестиции в холодные города». Вместе с губернаторами северных регионов России в работе площадки ВЭБ.РФ по обсуждению мастер-планов арктических агломераций принял участие Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Говоря о ключевых позициях мастер-планов, Алексей Чекунков назвал три основных смысла, которые заложены в их основу.
– У мастер-плана есть три главных смысла: строительный и экономический планы, учитывающие перспективы возведения различных объектов и трансформацию экономики с точки зрения пользы для людей и интереса для инвесторов, и, конечно, это публичное обещание людям: что власть сделает для того, чтобы люди получали достойные зарплаты и жили в современных комфортных условиях, – сказал Алексей Чекунков.
Все эти смыслы, безусловно, являются определяющими и для мастер-плана Архангельской агломерации, которая вошла в число опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации. Их перечень был утвержден в ноябре прошлого года по поручению Президента России Владимира Путина.
Агломерация объединяет административный центр региона – Архангельск, а также крупнейшие промышленные города области – Северодвинск и Новодвинск, а также часть территории Приморского округа. Территория является экономическим центром региона, где генерируется 60% инвестиций и порядка 2/3 валового регионального продукта, концентрируется основной производственный и научно-технологический потенциал области, основные трудовые ресурсы региона.
Поэтому, по словам Александра Цыбульского, экономическая стратегия, которая заложена в основу мастер-плана Архангельской агломерации, во многом отражает экономическую стратегию региона в целом.
– Здесь важно еще сказать о той миссии, которую мы видим для себя определяющей в этой работе, ее можно обозначить словами: «Сохраняя историю, создаем будущее». Это отражает уникальную характеристику Архангельской области, которой не обладают другие арктические регионы, в силу своего исторического развития: у нас есть города, которые старше Москвы, – здесь люди жили испокон веков, и нам важно сохранять эту историю и знакомить с ней гостей, – отметил Александр Цыбульский. – Но нельзя только гордиться прошлым: молодежь ждет от нас новых решений, возможности самореализации, самых современных условий жизни.
Работа над документом велась в течение нескольких месяцев. На прошлой неделе во время рабочего визита в Архангельскую область проект мастер-плана положительно оценил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
– В рамках мастер-плана мы выделили пять ключевых направлений, которые обеспечивают экономический рост и дадут импульс для дальнейшего развития как Архангельской области, так и Российской Арктики в целом, – подчеркнул Александр Цыбульский.
Одно из них – судостроение и судоремонт. По мнению главы региона, текущая экономическая ситуация открывает большие возможности и ставит новые задачи перед судоремонтной и судостроительной отраслями. У Архангельской агломерации для их выполнения есть развитая технологическая и кадровая база, во многом уникальная в масштабах не только Арктики, но и страны в целом.
– Судоремонтные мощности региона обеспечены заявками до конца 2026 года, и это та отрасль, инвестировав в которую, можно очень быстро получить экономическую отдачу, – подчеркнул глава региона.
В перспективе 2–3 лет Архангельская область может занять до 40% доли рынка ремонта арктического флота РФ малого и среднего тоннажа, а в средне- и долгосрочной перспективе – и крупнотоннажного флота. Для достижения этой цели потребуется модернизация производственных мощностей действующих предприятий гражданского судоремонта.
При этом необходимость развития отрасли подразумевает и развитие частного судоремонтного бизнеса, перспективные инвестиционные планы которого также включены в мастер-план. Эти проекты позволят в среднесрочной перспективе сократить очереди на ремонт на предприятиях с 2–3 лет до 6 месяцев.
Еще один приоритет для развития данной сферы – это наращивание доли гражданского судостроения до 30% в структуре общего судостроения и без снижения объемов производства оборонной продукции. Для его реализации предполагается строительство новой верфи на территории Архангельской агломерации.
Второе, не менее значимое для Архангельской агломерации направление развития – лесопромышленный комплекс. Так, в части деревообработки планируется увеличить долю продукции высокого передела ЛПК в общем объеме производства в 20 раз. Очевиден спрос на такую продукцию как на внутреннем рынке РФ и самой агломерации, так и в составе экспорта в Азию.
Среди ключевых проектов – расширение мощностей по производству целлюлозы и картона. Чтобы ускорить технологический переход в отрасли и расширить возможности для малого бизнеса, в Новодвинске планируется создание промышленной инфраструктуры для резидентов лесной промышленности и лесотехнического технопарка по внедрению новых технологий в ЛПК.
Как одно из приоритетных направлений перспективного развития ЛПК рассматривается деревянное домостроение. В частности, планируется создать кластер по производству домокомплектов для ИЖС и панелей для многоэтажного домостроения.
Планируется, что общий объем инвестиций в ЛПК в ближайшие 5–7 лет составит порядка 50 млрд рублей.
Тесно связаны с развитием в регионе двух крупных промышленных направлений образование и наука. В рамках мастер-плана предполагается не только настроить цепочки среднего специального и высшего образования для удовлетворения спроса на кадры внутри агломерации, но и развивать экспорт образовательных услуг – обеспечивать подготовку кадров для всей Арктики.
– В регионе расположен единственный на Северо-Западе России федеральный вуз – Северный (Арктический) федеральный университет, подготовку специалистов медицинского профиля ведет Северный медицинский университет. Одновременно образование получают более 40000 студентов. С учетом планов по строительству межвузовского кампуса мирового уровня «Арктическая звезда» развитие образовательной сферы выйдет на совершенно новый уровень, – сказал Александр Цыбульский.
Важнейшей задачей правительство области видит для себя усиление связей между наукой, образованием и бизнесом, создание и внедрение новых технологий в перспективных отраслях экономики.
Также на территории агломерации особое внимание планируют уделить сфере логистики.
По словам главы региона, действующая портовая инфраструктура Архангельской агломерации имеет потенциал для увеличения грузооборота в два раза, поэтому в ближайшей перспективе планируется ее масштабная модернизация.
– Развитие Архангельского транспортного узла – ключевой приоритет, который требует действий, как говорится, еще вчера. Наземная инфраструктура должна соответствовать масштабным планам по увеличению грузопотока по Северному морскому пути, – сказал глава региона.
Сфера туризма также является одним из драйверов развития Архангельской области, поскольку здесь есть уникальные туристические объекты. Архангельск является точкой старта для различных туристических маршрутов по нашей области. В этой связи поставлена цель утроить к 2035 году туристический поток в Поморье, а для этого требуется дополнительная гостиничная и деловая инфраструктура.
– Прошлый год продемонстрировал взрывной рост турпотока в Архангельскую область – плюс 60 процентов к 2022 году. При этом инфраструктура сильно отстает. Выражаясь фигурально, инвестиции в эту отрасль – как низко висящий спелый плод: эффект от вложений может быть очень быстрым и финансовоемким, – подчеркнул губернатор.
Сформировать сбалансированную систему развития Архангельской агломерации с привлечением на территорию новых инвесторов в обозначенные экономические ниши с учетом интересов всех заинтересованных сторон – главная задача, которую ставит перед собой регион при формировании мастер-плана.
Подводя итог обсуждения, министр Алексей Чекунков вновь вернулся к теме важности повышения качества жизни людей, живущих в Арктике.
– Недавно во время рабочей поездки в Архангельскую область я общался с удивительным человеком – гендиректором Севмаша Михаилом Будниченко. Так вот он сказал одну важную мысль: для того, чтобы люди были готовы жить и трудиться в непростых условиях Севера, нужны три Д: дом, достаток, досуг. Именно на строительстве комфортного жилья, обеспечении высокого уровня зарплат и возможностей интересно проводить время после трудового дня мы и должны сконцентрировать свои усилия, – подчеркнул он.