Об основных параметрах стратегического плана развития крупнейшей в Российской Арктике агломерации на ближайшие десять лет губернатор Архангельской области доложил Президенту России в рамках работы Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» в Мурманске.
Архангельская агломерация – крупнейшая в Российской Арктике: численность населения на территории, где сосредоточены образовательный и промышленный центры региона, а также один из ключевых транспортно-логистических пунктов Большого Северного морского пути, сегодня превышает 490 тысяч человек.
Города агломерации – Архангельск, Северодвинск и Новодвинск – формируют 60% ВРП. Укрепление кооперационных цепочек между ними – в образовании, промышленности, логистике и трудовой миграции – приоритет, заложенный в мастер-плане, рассчитанном на период до 2035 года. Об основных направлениях стратегического документа губернатор Архангельской области доложил Президенту РФ в ходе совещания, прошедшего в Мурманске в рамках Международного арктического форума «Арктика – территория диалога».
В мастер-план Архангельской агломерации включены важнейшие действующие и планируемые к реализации инфраструктурные инвестпроекты. При этом основная миссия сформированного мастер-плана – бережно хранить вековые традиции Русского Севера и на их основе создавать будущее.
Александр Цыбульский доложил Президенту, что реализация этой стратегической миссии требует координации работы по десяти основным направлениям: пять из них нацелены на рост экономики, ещё пять – на развитие городской среды.
– Первый приоритет, который для нас является традиционным, – это развитие логистики, у нас есть решение [Правительства РФ] о развитии Архангельского транспортного узла. Мы провели большую работу с нашим стратегическим партнером – государственной корпорацией «Росатом», я Вам об этом докладывал, уже готова финансово-экономическая модель, и на выходе инвестиционная декларация о строительстве нового глубоководного района морского порта, который будет обрабатывать до 25 миллионов тонн различных грузов. В целом все портовые мощности мы будем делать за счет частного капитала, здесь есть уже инвесторы, которые подтвердили свою готовность. Важный вопрос – это дальний и ближний подходы к морскому порту в части модернизации, в первую очередь Северной железной дороги, чтобы увеличить ее пропускную способность. Даже сегодня у нас порт способен переваливать до 11 млн тонн, но ограничения по железной дороге нам не позволяют выйти на цифру больше, чем 6 миллионов, – доложил Александр Цыбульский главе государства.
Второй приоритет, по словам губернатора, также является традиционным для Архангельской области, – это судостроение и судоремонт, которые особенно активно стали развиваться после введения секторальных западных санкций.
– Наши корабли вернулись на обслуживание в наши порты. У нас за четыре года в 2,5 раза увеличился объем судоремонта, и наши судоремонтные предприятия обеспечены заказами на несколько лет вперед. Сейчас мы ставим перед собой задачу дальнейшей модернизации основных мощностей. Базовым объектом у нас будет филиал нашего завода «Звездочка» – завод «Красная Кузница», он уже сегодня при поддержке Минпромторга и Объединенной судостроительной корпорации начал модернизировать свои мощности, уже там идет активно судоремонт. И задача, которую мы ставим себе к 2035 году, – это увеличить как минимум в три раза объем судоремонта по сравнению с сегодняшним днем. У нас базовый объект «Красная Кузница» для строительства малотоннажных судов, но если будет принято решение, то мы могли бы претендовать на крупнотоннажный флот, на его строительство. У нас на Яграх у «Звездочки» и Севмаша – наших гигантов – есть 125 гектаров полностью обеспеченной земли, которая может использоваться для такого строительства, – сообщил глава региона.
Важнейшим приоритетом в рамках реализации мастер-плана развития Архангельской агломерации Александр Цыбульский назвал науку и образование.
– 61% всех студентов Арктической зоны учатся в Архангельской агломерации. Здесь флагманским проектом является уже реализуемое на сегодняшний день строительство межвузовского кампуса «Арктическая звезда». К 2027 году «звезда» должна засиять, мы в этом не сомневаемся, и, конечно, это придаст очень серьезный импульс для дальнейшего развития научно-образовательного потенциала. Напомню, у нас в Архангельске находятся федеральный университет, СГМУ и ряд крупных научно-исследовательских институтов, – доложил он, добавив, что в рамках кампуса запланировано создание двух головных центров компетенций – в области судостроения и глубокой переработки древесины.
Кроме того, в кампусе будет сосредоточено развитие науки в сферах морской логистики и здоровьесбережения в Арктике.
Говоря о таких традиционных для региона приоритетах, как лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, Александр Цыбульский заострил внимание на необходимости модернизации существующих производственных мощностей основных предприятий отрасли.
– Здесь нам очень важно модернизировать те мощности, которые сегодня есть. В планах также создание кластера деревянного домостроения и строительных материалов, модернизация существующих мощностей Архангельского ЦБК, а также масштабирование производства импортозамещающей продукции, которая используется в производстве ЛПК и ЦБП, – добавил губернатор.
Якорным туристическим проектом мастер-плана станет создание распределённого культурно-исторического парка «Колыбель российского флота» с центром в Соломбале, где располагалась первая судоверфь, построенная Петром Первым. В парк войдут ключевые объекты культуры, объединённые темой мореплавания: Новодвинская крепость, Гостиный двор, музейный квартал «Старый Архангельск».
Говоря о планах по развитию в агломерации инфраструктуры и городской среды в целях повышения качества жизни людей, Александр Цыбульский отметил, что региональные власти делают ставку на строительство нового жилья и развитие инфраструктуры без потери северной идентичности и с минимальной нагрузкой на экологию.
– Результаты, которые мы хотели бы получить при реализации мастер-плана, они уже просчитаны. Это увеличение в пять раз перевалки через порт, на 15% увеличить рост гражданского судостроения, в ЛПК в два раза увеличить продукцию высокого передела, включая лесохимию. Образование и наука – в два раза увеличить объемы НИОКРа, – сказал он.
Александр Цыбульский отметил, что в рамках практической реализации мастер-плана развития Архангельской агломерации будут решаться и социальные вопросы.
– Нам необходимо добиться, и мы понимаем, как это сделать, реализации Вашего поручения по жилищной обеспеченности 38 квадратных метров на человека. Мы сегодня являемся лидером по темпам жилищного строительства в Арктике, но одновременно, к сожалению, и антилидером по объемам аварийного жилья. Это тоже та проблема, которой в рамках мастер-плана мы уделяем большое внимание, – сказал губернатор Архангельской области.
Глава арктического региона также обозначил основные проекты, направленные на модернизацию в агломерации инженерной и коммунальной инфраструктуры.