Пакет секторальных санкций со стороны западных стран в отношении лесопромышленного комплекса России в 2022 году стал для Архангельской области, как и для других регионов страны, вызовом, с которым сегодня промышленники успешно справились. О том, как шла стабилизация работы ЛПК, в интервью на радио «Комсомольская правда» рассказал губернатор Александр Цыбульский.
По словам главы Архангельской области, одномоментное принятие санкций в сфере лесопромышленного комплекса стало своего рода «стресс-тестом».
– Когда это решение было анонсировано, у нас наполовину разгруженные корабли просто выгоняли из портов Западной Европы. Они стояли, не понимая – то ли завершить выполнение своего контракта с их же бизнесом, или идти назад, – рассказал Александр Цыбульский. – Поэтому для нас, да и всего лесопромышленного комплекса Северо-Западного региона, это был большой вызов. Весь 2023 год пришлось полностью посвятить тому, чтобы перенастраиваться под новые реалии. Сейчас мы открываем для себя абсолютно новые рынки, ищем новые направления. И надо сказать, что уже в 2025 году мы полностью все наши экспортные потоки переориентировали на новые рынки потребления. Это такой разворот на Восток, который, с одной стороны, был объявлен нашим Президентом, с другой стороны, благодаря таким странным и неадекватным действиям наших западных соседей стал абсолютной необходимостью.
Решающим событием в решении логистических и других проблем лесопромышленников, которые оказались одномоментно полностью отрезаны от традиционных рынков сбыта, стали комплексные меры поддержки, принятые решением Президента РФ Владимира Путина.
Глава государства в феврале 2023 года лично прибыл в Архангельскую область и в рамках однодневного рабочего визита провел расширенное совещание по проблемам лесопромышленной отрасли страны. Перечень поручений Президента в адрес Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации, профильных федеральных ведомств включал в том числе поручения, касающиеся оказания поддержки предприятиям ЛПК в части транспортировки экспортной продукции морским и железнодорожным транспортом, развития деревянного домостроения и внедрения биотоплива на предприятиях топливно-энергетического комплекса.
– Я благодарен тому, что Президент обратил на это внимание в начале 2023 года, отдельно провел совещание по развитию лесопромышленности Северо-Запада страны и принял ряд решений, который позволил нашим компаниям на этапе раскатки новых маршрутов поддержать их транспортными субсидиями и другими льготными решениями, – подчеркнул губернатор Поморья. – Наши экспортеры выходят на рынки, которых совершенно не знают. Если рынок Китая еще был более-менее знаком, то сегодня осваиваем и Ближний Восток, и Африканский континент, который в том числе начинает покупать наш лес. У нас есть несомненное и неоспоримое преимущество – северный лес высочайшего качества в мире, что дает определенные конкурентные преимущества на новых рынках.
Губернатор подчеркнул, что сегодня ситуация в сфере ЛПК полностью стабилизирована.
Еще одна тема, на которой в ходе интервью было акцентировано внимание, – развитие Северного морского пути и Архангельского морского порта, традиционно играющего в СМП одну из ключевых ролей.
– Северный морской путь в последние два года получает стимулирующее развитие, и мы видим большой интерес, в том числе со стороны иностранных игроков, к использованию этого маршрута, – рассказал Александр Цыбульский. – В 2023 году вместе с Российским экспортным центром мы запустили логистический маршрут «Арктический экспресс №1». Это товары, которые формируются в Московской области на станции «Белый раст» и дальше фактически бесшовно через архангельский порт переходят в порты Китая. Путь занимает всего 20–25 дней в зависимости от ледовой обстановки и климатических условий. В то же время если те же корабли пойдут через Панамский или Суэцкий каналы, это займет порядка 60 дней. То есть экономия более чем в два раза.
Глава региона отметил, что если в 2024 году «Арктический экспресс №1» выполнил 10 судозаходов и перевез порядка 13 тысяч контейнерного груза, то в этом году планируется сделать уже 20 судозаходов и перевезти 30 тысяч контейнеров.
– У нас есть флагманский проект, которым последние три года мы с командой занимаемся вместе с партнерами из Росатома, Сбербанка, Евросиба, – это строительство нового глубоководного района порта. По сути, это вообще даст новое измерение, мы [архангельский порт] сможем принимать суда без ограничения по глубине, – отметил Александр Цыбульский. – На выходе уже инвестиционная декларация, уже синдицирован капитал потенциальных заинтересованных инвесторов, поэтому, думаю, что со следующего года мы сможем перейти в практическую стадию реализации этого проекта.